ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > Боги из машины: порядок взаимодействия в геймифицированном дистанционном обучении

Мария Ерофеева, Нильс Кловайт
Боги из машины: порядок взаимодействия в геймифицированном дистанционном обучении


21 декабря 2020

Ерофеева Мария Александровна
кандидат социологических наук,
старший научный сотрудник Международного центра современной
социологической теории МВШСЭН,
научный сотрудник Центра социологических исследований РАНХиГС,
эксперт Лаборатории геймификации Сбера.
E-mail: erofeeva-ma@universitas.ru

 

Кловайт Нильс 
старший научный сотрудник Международного центра
современной социологической теории МВШСЭН,
преподаватель Института общественных наук РАНХиГС,
эксперт Лаборатории геймификации Сбера.
E-mail: nils.klowait@gmail.com

 

В статье анализируется, как интерфейс игрового образовательного модуля встраивается в дистанционное обучение и влияет на органи­зацию порядка взаимодействия в школьном классе. Последний ин­ституционально ограничен наличием цели и распределением ролей между учителем и учениками. Использование платформы для цифроституционально ограничен наличием цели и распределением ролей вого обучения означает добавление к институциональному контек­сту технологического контекста. Мы рассматриваем технологии как обладающие коммуникативными аффордансами — возможностями для действия, которые открываются или ограничиваются вследствие их использования. Технологии (интерфейс и функционал игры и си­стемы видеоконференции) привносят в образование новые интерак­тивные ресурсы, которые могут оказывать влияние на организацию порядка взаимодействия в классе. Исследование выполнено в рамке мультимодального конверсационного анализа. Данными выступают видеозаписи взаимодействия учеников и учителей с игровым образо­вательным модулем в период дистанционного обучения в российских школах. Анализ сфокусирован на фрагменте взаимодействия, в кото­ром осуществляется коррекция правильного ответа ученика. Учитель инициирует коррекцию, потому что ориентируется на порядок распо­ложения игровых элементов (имен богов) в интерфейсе. На основании детального анализа движения мыши учителя мы показываем, что эта ориентация производится в ситуации всеми участниками взаимо­действия. Работа вносит вклад в исследования образования и теорию аффордансов, а также развивает методологию мультимодальной тран­скрипции. Основной результат исследования — эмпирическая демон­страция того, что релевантность технологического аффорданса для взаимодействующих ситуативно производится, и этот процесс свя­зан с переплетением институционального и технического контекстов взаимодействия. В заключение поднимаются дискуссионные вопросы о соотношении аффордансов и институциональных правил. ­


Вернуться назад