ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > К вопросу о социологической рефлексии: утопии и симметрия

Мария Ерофеева, Наталья Лебедева
К вопросу о социологической рефлексии: утопии и симметрия


23 февраля 2015

В статье предпринят аналитический обзор изменения статуса утопического воображения в социологическом теоретизировании. В центре внимания находится соотношение принципа обобщенной симметрии и утопических когнитивных моделей. Авторы рассматривают позицию социолога как узловую точку, в которой социальное познание смыкается с утопическими конструкциями, и представляют социологическое теоретизирование в форме двух объяснительных моделей. Различия между ними описываются через понятия идеологии и утопии К. Мангейма. Рассматриваются варианты соотношения этих моделей, уточняется понятие утопии как инструмента познания, также выделяются две линии критики утопического мышления в социологии: с позиций идеологии и повседневности. Авторы полагают, что только вторая затрагивает эпистемический потенциал утопии, однако ее развитие предполагает избавиться от утопических моделей познания. В акторно-сетевой теории содержится критика утопии, которая позволяет сохранить ее познавательный потенциал. Авторы демонстрируют, что принцип обобщенной симметрии Латура можно рассматривать как антиутопию, раскрывающую логику предшествующего социологического мышления

The following article provides an overview of the status of utopian imagination in sociological thinking. The primary focus is placed on the correspondence between the general symmetry principle and utopian cognitive frameworks. The authors consider two explanatory frameworks based on the Mannheimian distinction of ideology and utopia and study their possible interrelations (utopias as ideologies, ideologies as utopias). The authors examine two ways of criticizing utopian thinking: from the standpoint of ideology and everyday life. Only the latter deals with an epistemic significance of the utopia, while its development means withdrawal of utopian imagination from sociological thinking and subsequent reduction of social order to local interactions. Actor-network theory proposes an alternative criticism of utopia as a cognitive framework. Latour presents sociological thinking as a number of «as if» experiments where human and non-human entities are analytically considered as if they existed separately while they are hybrids. The general symmetry principle, thus, is an anti-utopia that discloses the logic of the preceding sociological thinking.

Фактически трое исследователей будут вынуждены вести наиболее долгие и сложные переговоры именно с гребешками. Как в сказке, существует множество враждебных сил, пытающихся помешать реализации проекта исследователей и увести личинки с правильного пути, прежде чем они будут захвачены», — пишет в 1986 г. М. Каллон о взаимодействии морских гребешков и рыбаков в заливе Сен-Бриё [Callon, 1986]1. Интуиция, на которой основывается автор статьи, заключается в том, чтобы представить морских гребешков (а также многих других «не-человеческих» персонажей) в качестве действующих субъектов. Эта интуиция, столь ярко выраженная Каллоном, лежит в основе многих современных теоретических направлений, известных в основном под ярлыком STS (исследования науки и технологий), и является краеугольным камнем ANT (акторно-сетевой теории). С подачи Каллона она получила название принципа обобщенной симметрии. Суть этого принципа можно изложить в одной фразе: уравнивание людей и не-человеческих агентов в производстве действия. Концептуализация материальных объектов как акторов, предпринимаемая рядом социологов в 1980–90-е, бросает вызов классической теории социального действия. Теперь социальными субъектами становятся двери и велосипеды, а работа на ноутбуке рассматривается как социальное взаимодействие. Всего полвека назад нельзя было даже представить, что в социологии могут появиться подобные нарративы, а сегодня они уже прочно встроены в язык социологического описания. В. Вахштайн указывает на то, что приписывание материальным объектам способности к социальному действию является признаком возвращения в социологию утопического воображения [Вахштайн, 2012а]. Данный тезис мы и планируем поместить в центр нашего исследовательского внимания

Ерофеева Мария Александровна, Центр социологических исследований при ИПЭИ РАНХиГС, старший научный сотрудник; кафедра теории и истории социологии СПбГУ, аспирант. E-mail: malutcacnos@gmail.com.
Лебедева Наталья Дмитриевна, философско-социологический факультет РАНХиГС при Президенте РФ, студентка. Email: le-bed567@yandex.ru.

Maria Erofeeva, senior research fellow of the Center of Sociological Research of RANEPA; PhD student of Saint Petersburg State University’s sociological department.
Natalia Lebedeva, undergraduate student of the RANEPA’s philosophical and sociological department. E-mail: lebed567@yandex.ru. Данная статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Трансформация моделей объяснения в социальных науках: утопическое воображение как ресурс социологического теоретизирования» (2014 г., ЦСИ РАНХиГС).


Вернуться назад