ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах

Дарья Димке
«Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах


23 февраля 2015

Европейской и американской культурам XX века было свойственно представление о детстве как своеобразном замкнутом мире, а о ребенке — как существе, которое нужно оберегать от столкновения с миром взрослых с его трудностями и проблемами. Однако существовали общества (СССР и нацистская Германия) и сообщества(к примеру, кибуцы и общины толстовцев), для которых было характерно прямо противоположное представление о детстве: дети воспринимались как партнеры взрослых в деле строительства нового общества. Педагогическая технология в этом случае была направлена на слияние мира детей с миром взрослых, которое выражалось в общих ритуалах, символах и структурах. Общую черту обществ и сообществ, для которых характерна такая педагогическая технология, можно концептуализировать через понятие «утопии»: их целью было построение нового типа человеческого общежития. Такой способ жизнестроительства в обязательном порядке предполагал особого рода работу с культурной памятью —равнение на идеал. Практиковать утопический образ жизни значило участвовать в истории, постоянно соотносить себя с нею. Каким образом такое отношение к прошлому трансформировало педагогические технологии? Как это отражалось на повседневной жизни детей и подростков, какие ритуалы, практики и игры порождало? Как выстраивались отношения между поколениями внутри таких бществ и сообществ? Этому кругу исследовательских вопросов посвящена статья.

The European and American cultures of the 20th century used to see the childhood as a quite special «closed» world and the child itself as a special being, who needs to be taken care of in order to avoid the «grown-up world» with all the problems they have to solve. Nevertheless, at the same time there were societies and communities (USSR, Nazi Germany, kibbutzis and communitar’ communities), which adopted a totally different idea of the subject: the child in these communities was interpreted as a partner, children actively participated in the grown-up life — in building of new world. The pedagogical strategy was being created which was, contrary to the leading European model, aimed at uniting the «grownup» world and the «children’s» worlds, which was reflected in developingcommon symbols and rituals. All these societies and communities had one common feature — they were created to realize an attempt at utopian projects. This way of life implied peculiar work with cultural memory — following the lead of the ideal. To practice the utopian way of life meant to participate in history, to continuously correlate oneself with it. How did this attitude to the past transform the pedagogical strategy? How was it reflected in everyday life of children and adolescents, what practices, rituals and games were produced by it? How were the relations built between generations? This is the set of questions discussed in this article

Димке Дарья Владимировна, Европейский университет в Санкт-Петербурге, исследовательский центр «Res Publica», научный сотрудник; Центр независимых социальных исследований и образования (Иркутск), научный сотрудник. Email: ddimke@eu.spb.ru
Daria Dimke, research fellow at «Res Publica» Center, European University at St. Petersburg, associate scientist researcher at the Center for Independent Social Research and Educational (Irkutsk).


Вернуться назад