ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > Стратегии и тактики повседневной мобильности в цифровом городе

Людмила Преснякова
Стратегии и тактики повседневной мобильности в цифровом городе


01 июля 2016

Преснякова Людмила Александровна
ведущий специалист ООО «Инфом»,
доцент Института общественных наук РАНХиГС,
кандидат политических наук.
Научные интересы: социология города,
социология старения, политическая психология.
E-mail: ludapr@mail.ru

В статье анализируются практики производства и потребления современного городского пространства с использованием цифровых геолокационных технологий, таких, как навигационные сервисы и геолокационные социальные сети. Автор, отталкиваясь от теоретической перспективы «повседневного города» М. де Серто, анализирует характер влияния технологизации практик ориентации в городе на дихотомию «тактического» и «стратегического» города. «Тактики» потребления пространства представляют собой, по де Серто, способ сопротивления заданности и чуждости городского пространства, с помощью которого паноптические структуры пытаются регулировать жизнь горожан. Однако способы этой регламентации и контроля, как и тактики противостояния им, ощутимо меняются под влиянием технологической интервенции последних полутора десятилетий. Геолокационные социальные сервисы и навигаторы выступают в этом противостоянии в двойственной роли: с одной стороны, они сами являются частью паноптической структуры города, существенно расширяя возможности контроля и регламентации, а с другой — обеспечивают современных горожан дополнительными средствами для реализации тактик сопротивления городской рациональности. Основываясь на результатах собственного эмпирического исследования, автор показывает, как именно технологические средства ориентации встраиваются в механизмы проживания и потребления современного города, какие новые «уловки» используют горожане для преодоления не только власти физического (топографического) устройства города, но и характерного для сегодняшнего мира «бремени мобильности», а также контроля со стороны собственно технологий. Одновременно показано, какие ограничения и новые способы контроля над жителями города реализуются в гибридном городском пространстве с помощью новых технологий.

 

Strategies and Tactics of Everyday Mobility in Digital City

Lyudmila Presnyakova
PhD in political science. Researcher at OOO Infom,

Associate professor at the School of public policy of RANEPA.
Research interests: 
urban sociology, sociology of aging, political psychology
E-mail: ludapr@mail.ru

The article analyzes the practices of production and consumption of modern urban space using location based services and social networks. Author analyzes the character of the influence of technologizing practice of orientation on the dichotomy of «tactical» and «strategic» town, based on the theoretical perspectives of the «everyday city» M. de Certeau. According to de Certeau the «tactics» are the ways of resistance to the regulation and alienation of urban space through which panoptical power structures try to regulate the life of the citizens. However, these methods of regulation and control, as well as tactics confronting them have changed significantly being influenced by technological intervention of last decade and a half. Location-based social services and navigators serve a dual role. On one hand they are a part of the panoptic structure of the city significantly expanding their capacity of control of the citizens. On the other hand they provide people with additional capabilities for «tactics of resistance» to urban rationality. Using the results of own empirical research the author reveals how the technological services of space orientation are «embedded» into the mechanisms of experience and exploring of the city / Author analyze new «tricks» people use to withstand the power of the physical (topographic) system of the city, to overcome the effect of «the burden of mobility» and to resist the control of technological services proper. Author also indicates new constraints and ways of control the new technologies impose on citizens in the «hybrid» urban space.


Вернуться назад