ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > От феноменологии тела к изучению форм взаимодействия: социологическое прочтение Германа Шмитца

Наталья Лебедева
От феноменологии тела к изучению форм взаимодействия: социологическое прочтение Германа Шмитца


05 сентября 2016

Лебедева Наталья Дмитриевна —
социолог, философско-социологический факультет
РАНХиГС при Президенте РФ (2015),
слушатель совместной программы МВШСЭН и ФСФ РАНХиГС
Email: le-bed567@yandex.ru

В статье рассматривается противостояние трансценденталистских и натуралистических программ изучения тела. Натуралистический подход, доминирующий в социологии, описывает тело сугубо как биологический организм. Трансценденталистское же понимание предполагает существование особого опыта мира, данного через чувствующее тело. Автор предпринимает попытку преодолеть существующие трудности операционализации данного подхода и продемонстрировать, как можно вернуть телесное (трансцеденталистское) измерение наблюдаемым феноменам социальной жизни. Для этого в работе проводится анализ концептуального потенциала феноменологии Германа Шмитца. Главный вопрос, который поднимает автор, связан с феноменом инкорпорации. Шмитц определяет инкорпорацию как переход от телесного самочувствия отдельных участников к единствам взаимодей- ствия. Однако он не уточняет, каким образом этот переход осуществляется. Автор выделяет две линии интерпретации работ Шмитца. Согласно первой, инкорпорация возможна как синтез чувственных ощущений участников (их климатов). Данная трактовка, однако, не предполагает оформления единства как такового, поскольку взаимодействие оказывается неустойчивым. Вторая линия интерпретации заключается в том, что указанный переход осуществляется через экстериоризацию телесных ощущений. Однако подобное толкование создает для исследователей новые сложности. Прежде всего оно обязывает поднять вопрос о перспективе наблюдателя. На основании сравнительного анализа концепций Г. Зиммеля и Г. Шмитца автор предлагает новый проект изучения форм взаимодействия, связанный с концептом «экзистенциального чувства». Под ним понимается телесно-эмоциональная со-настройка участников взаимодействия. Выдвигается тезис, что процесс формообразования сопряжен с различными спектрами телесных ощущений, способными продуцировать экзистенциальное чувство. 

 

Natalia Lebedeva —
sociologist (Faculty of Philosophy and Sociology of the RANEPA (2015),
student of MA in Sociology program at MSSES/RANEPA. 
Email: le-bed567@yandex.ru

From phenomenology of body to exploring the forms of sociation:
sociological reading of H. Schmitz

This article deals with the tension between transcendental and naturalistic programs in studies of the body. The naturalistic approach, which is dominant in sociology, describes the body just as a biological organism. In contrast, the transcendental view on the body focuses on the specific experience given through the feeling body. However, this approach encounters some obstacles, as it defies operationalization. Therefore the aim of the sociology of the body is to impute the phenomenological (transcendental) intuitions of the body into the scientific analysis of social life. For that purpose, the author analyses conceptual potential of Hermann Schmitz’ phenomenology. The main question raised here is how encorporation should be realized. Schmitz defines encorporation as the change from the individuals’ bodily selfawareness to sociation. But he does not specify how this change is occurring. The author examines two interpetations of Schmitz’s phenomenological research. According to the first, encorporation is possible as a synthesis of the participants’ corporeal sensations (their ‘climates’). However, this interpretation does not assume formed unities itself, because sociation becomes unstable. The second way of interpretation deals with the change as the moment of corporeal expansion, which poses new problems for researchers. Foremost, it deals with the question about the observer’s perspective. Starting from a comparative analysis of Simmel’s and Schmitz’ writing, the author suggests a new model of exploring the forms of sociation, as well as the concep.  of «existential feeling» as the bodily-emotional co-orientation of the participants. The author advances the thesis that the forming process is associated with one or another set of participants’ corporeal sensations, producing an existential feeling between them.


Вернуться назад