ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Понятие анахронизма и истина историка

Жак Рансьер
Понятие анахронизма и истина историка


25 сентября 2016

Жак Рансьер —
французский политический философ, 
professor emeritus Университета Париж-VIII

Перевод с  французского выполнен Валерией Земсковой по  изданию: Rancière Jacques. Le concept d’anachronisme et la vérité de l’historien // L’Inactuel n°6, Calmann-Lévy, 1996. P. 53-68. Публикуется с  разрешения автора

В предисловии к своей книге «Проблема неверия в XVI веке. Религия Рабле» Люсьен Февр сообщает нам следующее: «Проблема заключается в том, чтобы с точностью установить, какие нужно принять предосторожности и каким правилам нужно следовать, чтобы избежать тягчайшего из всех грехов, непростительного греха — анахронизма» [Febvre, 1968, p. 15]. Этот отрывок ставит перед нами сразу три вопроса, которые я постараюсь здесь разграничить. Первое: почему анахронизм является для историка самым непростительным из всех грехов? Второе: чем должен быть анахронизм, чтобы стать таким грехом? Третье: чем должна быть история, чтобы анахронизм можно было наделить статусом смертного греха, направленного против ее духа? Эти три вопроса вписываются в более широкую рамку — рамку размышления над вопросом об истине в истории, размышления, направление которого задается определенной гипотезой. Сперва я обозначу ее в самом общем виде. Моя гипотеза заключается в том, что формирование истории в качестве научного дискурса вовлекает целый узел философских проблем, которые не имеют ничего общего с вопросами «методологии» или «эпистемологии» истории. Этот узел проблем касается отношения между временем, речью и истиной.


Вернуться назад