ИНТЕЛРОС > соц№4, 2016 > От народа к общности: описание социального порядка Фомой Аквинским. Часть 1: Populus, Respublica, Multitudo

Александр Марей
От народа к общности: описание социального порядка Фомой Аквинским. Часть 1: Populus, Respublica, Multitudo


09 января 2017

В рамках данной статьи анализируются основные категории социальной философии Фомы Аквинского, такие, как народ (populus), совокупность (multitudo) государство/республика (Respublica). В следующей статье (Часть 2) будет представлено исследование понятий общность (communitas/communicatio) и общение (societas). Обращает на себя внимание серьезный дефицит исследовательской литературы по социальной мысли Аквината. Учеными в основном осмысляется политическая мысль великого доминиканца, в то время, как социальная остается практически забытой. Работы И. Т. Эшмана, И. Конгара, Дж. Катто, представляющие собой исключение из этого утверждения, подробно анализируются в статье. Среди основных результатов проведенного исследования можно указать следующие. Во-первых, для философии Фомы характерна десемантизация понятия «народ», которое, по сути, уравнивается в значении с понятием «совокупность», что приводит к потере связи между понятиями народа и республики. Народ в теории Аквината теряет свое политическое значение, характерное для теорий Цицерона и Августина, господствовавших в политико-социальной мысли предшествовавшего периода. Взамен народ определяется как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими законами и общим образом жизни. В онтологическом смысле, народ определяется Фомой как материя, тогда как Respublica как форма. По сути дела, Аквинат формулирует одну из первых теорий протогосударства.


Вернуться назад