ИНТЕЛРОС > соц№4, 2016 > Временная структура деятельности священников и субстантивные эффекты религиозной жизни в современной России

Николай Емельянов
Временная структура деятельности священников и субстантивные эффекты религиозной жизни в современной России


09 января 2017

В данной статье с позиции теории религиозного рынка обсуждается проблема разрыва между показателями религиозной самоидентификации (69%) и показателями вовлеченности в религиозные практики (3%), а также связанное с этим отсутствие следствий религиозности на данных массовых опросов в современном российском обществе. Напротив, влияние религиозности на ценности, социальные болезни, семейное и репродуктивное поведение оказывается очень сильным для практикующих православных (И. Забаев, Д. Орешина, Е. Пруцкова). Существующие исследования, посвященные анализу разрыва между показателями самоидентификации и вовлеченности, интерпретируют ситуацию с позиции теории секуляризации. В статье предложено переосмысление религиозных процессов в России со стороны предложения. На основании теории религиозной экономики (Р. Старк, В. Бейнбридж, Р. Финке, Л. Ианнаконе и др.) предлагается модель религиозного рынка для стран с религиозной монополией. Моделируются различные оценки религиозного предложения в зависимости от среднего времени исповеди. В статье показано, что существенным ограничивающим фактором религиозного предложения в России остается недоступность священника для регулярного участия в исповеди. На основании модели религиозного предложения предлагается альтернативная по отношению к существующему научному дискурсу гипотеза для объяснения разрыва между православной самоидентификацией и вовлеченностью в практики исповеди и причастия в современной России.


Вернуться назад