ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Российские университеты: между интернационализацией и технонационализмом

Евгения Попова
Российские университеты: между интернационализацией и технонационализмом


10 мая 2016

Попова Евгения Владимировна
кандидат политических наук, доцент,
директор НОЦ «Социально-политические исследования технологий»
Национального исследовательского
Томского государственного университета.
E-mail: pevgen@eu.spb.ru

Статья рассматривает сложности, с которыми сталкиваются государства в поисках баланса между национальной безопасностью и стремлением занимать лидирующие позиции в международном научно-техническом разделении труда. С одной стороны, научные коллективы должны сотрудничать с представителями ведущих мировых университетов; в образовательной политике необходимо ориентироваться на лучшие образцы в  соответствующей отрасли. С  другой стороны, множество исследований имеют потенциал для развития отечественных технологий, в том числе военного характера; доступ студентов к международным программам в перспективе культурной ассимиляции может расцениваться как угроза национальной безопасности. Это противоречие определяет разнообразие национальных стратегий в формировании и реализации научно-технической политики. В данной работе мы, во-первых, сформулируем теоретические подходы к проблеме участия университетов в глобальной политике. Во-вторых, опишем четыре модели закрытости в  научно-технической сфере: системы классификаций (иначе — системы экспортного контроля технологий и технических знаний); системы визовых ограничений и ограничений возможностей ученых — граждан отдельных стран — в деятельности исследовательских групп национальных университетов; управление данными и ресурсами, необходимыми для выполнения исследований; технонационализм. В-третьих, рассмотрим российскую государственную политику в отношении университетов и представления о ней российских ученых и преподавателей, исходя из вышеуказанного противоречия и моделей закрытости научно-технической деятельности. При подготовке статьи использовались следуюшие методы сбора данных: международный экспертный опрос о глобальном управлении наукой и участии России в нем, интервью с представителями российских университетов, анализ уголовных дел о разглашении государственной тайны в отношении ученых и преподавателей, а также анализ государственных трат на научно-исследовательскую работу Федеральных целевых программ по различным отраслям экономики

 

Popova Evgeniya
Associate Professor,
director of Research Center for Policy Analysis
and Studies of Technology,
Tomsk State University
E-mail: pevgen@eu.spb. ru

Russian Universities between Internationalization and Technonationalism

The paper considers difficulties that face national states trying to find a balance between national security and success in science and technology development. On the one hand, researchers should actively cooperate with representatives of the world’s leading universities and educational policy must be guided by the leading world standards. On the other hand, many studies have the potential for the development of national technical and military power and international educational programs might lead to cultural assimilation and potentially threat the nation-state. This contradiction forms the dilemma for the States and result in diversity of national strategies on formulation and execution of scientific policy. In this paper, at first, we formulate the theoretical approaches to the issue of the university participation in global relations. Second, we describe four models of closeness in science and technology policy: the system of classifications (eg. export control of technology and technical expertise); the visa restrictions and limitations of the scientists collaboration for citizens of certain countries, for examples, their work in research groups of national universities; the state management of access to data and resources necessary to carry out research; technonationalism. Third, from point of the above mentioned dilemma and four models of restriction in scientific and technical international activities we consider the Russian state policy towards universities and idea about this policy from the Russian scientists. The methods were an international expert survey on the global governance of science and Russia’s participation in it, interviews with representatives of Russian universities, analysis of lists of criminal trials about divulging state secrets against scientists available on the Internet, as well as analysis of the size of government spending on the researches in the Federal targeted programs


Вернуться назад