ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Формула Грундманна — Штера: переменные успеха научного знания

Александр Назаренко
Формула Грундманна — Штера: переменные успеха научного знания


10 мая 2016

Рецензия на книгу:
Р. Грундманн, Н. Штер. Власть научного знания
СПб: Алетейя, 2015

Назаренко Александр Павлович
социолог (САФУ им. М.В. Ломоносова, 2011).
Слушатель Московской высшей школы социальных и экономических наук.
Научные интересы: социология академического мира,
STS, социология знания
E-mail: aleksandrnazarenko29@gmail.com

Nazarenko Aleksandr Pavlovich
sociologist (NArFU named after M.V. Lomonosov, 2011),
student of the Moscow School of Social and Economic Sciences.
Research interests: sociology of academic world,
science and technology studies, sociology of knowledge.
E-mail: aleksandrnazarenko29@gmail.com

Проблема взаимоотношений науки и политики относится к разряду вечных . Госуправленцы требуют от науки максимальной отдачи в виде инноваций, модернизаций, всего того, что способно принести пользу здесь и сейчас: «Вы хотите 3% ВВП на науку? Тогда докажите, что можете распоряжаться полученными средствами продуктивно». Исследователи в ответ заявляют, что научные прорывы требуют времени и добавляют: «Научное знание ценно само по себе, поэтому не измеряется в показателях эффективности». Позиция ученых имеет этическое происхождение [Мертон, 2006] и заключается в «стерилизации» науки от политического влияния. Можно привести иной сюжет, бурдьевистский. Пока настоящие ученые сидят в башне из слоновой кости, всякого рода псевдонаучные деятели устанавливают связи с основными игроками поля политики, тем самым дискредитируя науку в глазах общественности. Ученым нужно участвовать в политическом дискурсе, выражать мнение, бороться за признание результатов своих исследований и влиять на принятие политических решений.


Вернуться назад