ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > Место события: устройство политического у Жака Рансьера

Альберт Саркисьянц
Место события: устройство политического у Жака Рансьера


05 февраля 2017

Саркисьянц Альберт Альбертович
аспирант школы по философским наукам,
Национальный Исследовательский Университет
«Высшая Школа Экономики»
E-mail: sarkisyantsalb@gmail.com
 

В статье исследуется концепция Жака Рансьера, рассматривающего политику как событие и процесс. Автор совершает попытку встроить подход Рансьера в широкие теоретические рамки политической философии с целью проследить его генеалогию и выявить инновационные аспекты. Для этого рассматриваются идеи Ханны Арендт и Клода Лефора. Через обращение к ним проясняется круг проблем, на решение которых претендует теория Раньсера, и ее герметичный словарь получает возможность расшифровки. Производится анализ способа концептуализации, при котором политика приобретает статус события и, в частности, фигуры анти-политического и ее роли в конституировании политики. Автор показывает внутренние ограничения и нормативные пределы рассматриваемого толкования политики, демонстрируя на материале текстов самого Рансьера, что логика концепта требует введения дополнительных понятий и теоретических дифференциаций. Последнее не умаляет значимости изучаемой концепции, но, напротив, открывает возможности для дальнейшей теоретической работы. А именно: на базе концепции Рансьера оказывается необходимым продумать, как организуется пространство политической аргументации, как производится ее язык, как сообщаются политика и полиция. Автор приходит к выводу, что диссенсуальная теория Рансьера предполагает «нормативный горизонт», в пределах которого политическое несогласие сохраняет продуктивность и не требует разрешения в катастрофе. В заключении в рамках проекта Рансьера намечается путь к концептуализации социального порядка, который сохранял бы место для политического события

 

A Place of the Event: Arrangement of the Political in Theory of Jacques Rancière

Sarkisyants Albert Albertovich
graduate student of Doctoral School of Philosophy
at The National Research University Higher School of Economics
E-mail: sarkisyantsalb@gmail.com

This article examines the concept of politics in terms of event and process in the theory of Jacques Rancière. The author attempts to place it in wider theoretical boundaries of continental political philosophy in order to show its genealogy, dependence and also innovation. He appeals to such philosophers as Hannah Arendt and Claude Lefort to which the theory of Rancière refers to: this allows us to measure the Rancière’s contribution in existing tradition of understanding politics as event and extraordinary moment. Sealed vocabulary of his theory thus receives the possibility to be decrypted and the circle of problems to which it pretends to be a solution appears more clear. The intermediate goal of this article consists in analysis of the way through which politics acquire a status of the event and, in particular, the figure of anti-political and its role in constitualization of politics. The author demonstrates the inner restrictions and normative limits of such understanding of politics and shows that the logic of Rancière’s conception requires the introduction some additional notions and theoretical differentiations. This doesn’t understate the meaning of the theory of Jacques Rancière but, in the contrary, open to us new theoretical tasks: on a base of this conceptions we should think how the space of political argumentation organizes, how its language produces itself and how politics and police communicate with each other. We come to conclusion that the dissensual theory of Jacques Rancière suggests a “normativist horizon”, in frame of which politics as disagreement can be productive and not catastrophic.


Вернуться назад