ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > Перспективы интеракционистского анализа в современных миграционных исследованиях: случай «космополитического общения»

Максим Ни, Павел Лисицын
Перспективы интеракционистского анализа в современных миграционных исследованиях: случай «космополитического общения»


18 февраля 2018

В статье делается попытка пересмотра концепции космополитического общения (cosmopolitan sociability) с интеракционистских позиций. Термин «космополитическое общение» был предложен Ниной Глик-Шиллер для анализа современных миграционных процессов. Он характеризует формы интеграции мигрантов, которые основаны на открытости и общечеловеческих компетенциях и не предполагают жёсткой связки с этнической принадлежностью или гражданством. Однако концепция космополитического общения не уделяет достаточного внимания тому, как именно возникает и воспроизводится космополитическое общение на уровне конкретных ситуаций повседневного взаимодействия. Мы стремимся заполнить данную лакуну через обращение к этнометодологической традиции анализа категоризации членства, а также к теории ритуалов взаимодействия Рэндалла Коллинза. Этнометодологическая традиция рассматривает взаимное определение того, что происходит в конкретных ситуациях взаимодействия, что дает возможность анализировать устойчивость отношений в рамках космополитических взаимодействий и конкретный моральный порядок, который воспроизводится внутри них. Кроме того, этнометодологический анализ позволяет выявить контексты, в которых космополитическое общение способно/не способно возникнуть. В свою очередь, теория ритуалов взаимодействия рассматривает ситуационные солидарности и групповые символы, возникающие в повседневных взаимодействиях. Она также предоставляет концептуальные ресурсы для анализа влияния прошлого опыта людей (прошлых цепочек ритуалов взаимодействия) на степень их вовлеченности в космополитическое общение. Предложенный подход иллюстрируется на материалах включенного наблюдения за повседневными взаимодействиями трудовых мигрантов в Федеральной миграционной службе.

 

 

Interactional Lenses for Contemporary Migration Studies:
The Case of the “Cosmopolitan Sociability” Concept*

Maxim L. Ni Junior
Research Fellow, International Research Laboratory
“Transnationalism and Migration Studies”,
Saint Petersburg State University
Address: Universitetskaya Nab., 13B, Saint Petersburg,
Russian Federation 199034
E-mail: jintae@mail.ru

 

Pavel P. Lisitsyn
PhD, Associate Professor, Saint Petersburg State University
of Economics Research Fellow,
International Research Laboratory “Transnationalism and Migration Studies”,
Saint Petersburg State University
Address: Universitetskaya Nab., 13B, Saint Petersburg,
Russian Federation 199034
E-mail: fox_sociology@mail.ru

The article attempts to revise the concept of ‘cosmopolitan sociability’, proposed by Nina Glick-Schiller for the field of migration research, from the interactional perspective. Cosmopolitan sociability characterizes such forms of integration of mobile people that do not refer to ethnicity or the country of origin; instead they are based on openness, free emotional sharing, and general human competencies available to everyone. However, the use of the concept by anthropologists and sociologists seems to neglect specific situational mechanisms of how cosmopolitan sociability is produced and reproduced in everyday interactions. We seek to fill this gap addressing theoretical resources of ethnomethodological membership categorization analysis, as well as interaction ritual theory. We propose to combine these approaches as complementary conceptual frameworks to analyze cosmopolitan sociability practices at the situational level. Ethnomethodological tradition helps to identify mutual definition and accounting of what is happening in specific here-and-now situations. This allows analyzing the stability created within the framework of cosmopolitan interactions, as well as the specific moral order that is reproduced within them. Moreover, ethnomethodological analysis helps to identify contexts where cosmopolitan sociability can or cannot arise. Interaction ritual theory, as developed by Randall Collins, characterizes situational solidarities and group symbols emerging and sustaining in everyday interactions. It is also able to trace the influence of the individuals’ past experiences (previous chains of interactions) on their participation in situations of cosmopolitan sociability. The proposed approach is illustrated by the analysis of several examples of labor migrants’ interactions in the Federal Migration Service.


Вернуться назад