ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Свет и власть: Паноптикон как политическая форма и ее вариации

Святослав Каспэ
Свет и власть: Паноптикон как политическая форма и ее вариации


14 апреля 2020

Святослав Каспэ
Доктор политических наук, профессор,
департамент политики и управления, факультет социальных наук,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Главный редактор журнала «Полития»
Адрес: ул. Мясницкая, д. 20,
г. Москва, Российская Федерация 101000
E-mail: kaspe@politeia.ru

 

После Мишеля Фуко бентамовский Паноптикон стал общепризнанным образом современного государства. Статья посвящена некоторым аспектам этой сильной метафоры, не принятым в расчет ни Фуко, ни большинством других исследователей. Вопрос об источниках света в Паноптиконе, также понимаемого метафорически, как условие осуществления власти и одновременно ее легитимности, позволяет описать следующие вариации государственной политической формы: опирающаяся на «политическую религию» (смежная с тоталитарным феноменом), секулярная (смежная с либерализмом) и основанная на «гражданской религии» (наиболее неоднозначная из всех). Ключевой переменной тут является тот или иной способ сопряжения политического и сакрального. Если в досовременную эпоху презюмировалась открытость политических форм для воздействий, исходящих из области сакрального, то в современных государствах политическое достигает автономии, эмансипируясь от сакрального, а в наиболее радикальном варианте занимая его место. Автор полагает, что в будущем наибольшую устойчивость продемонстрируют те вариации государственной политической формы, в которых эта автономизация не завершена, в которых связь между политическим и сакральным поддерживается, хотя и в ограниченном виде. То есть те, в которых практикуется «гражданская религия».


Вернуться назад