ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Глобальное, национальное и местное в восприятии гражданами чемпионата мира по футболу 2018

Александр Долганов, Елена Трубина
Глобальное, национальное и местное в восприятии гражданами чемпионата мира по футболу 2018


14 апреля 2020

Александр Долганов
Генеральный директор фонда «Социум» (Екатеринбург)
Адрес: ул. Пушкинская, д. 5,
г. Екатеринбург, Российская Федерация 620075
E-mail: dolganov@fsocium.ru

 

Елена Трубина
Доктор философских наук,
директор Центра глобального урбанизма,
профессор Уральского гуманитарного института,
Уральский федеральный университет
Адрес: ул. Мира, д. 19,
г. Екатеринбург, Российская Федерация 620002
E-mail: elena.trubina@gmail.com

 

 

В статье представлены материалы полевого исследования, проведенного в Екатеринбурге весной-летом 2018 года до, во время и после чемпионата мира по футболу. Полученные данные анализируются на основе полимасштабного подхода к мегасобытиям (Flint, 2003; Peck, Theodore, Brenner, 2009; Barret, 2013; Trubina, 2019), который предполагает рассмотрение того, как супралокальные и супранациональные процессы кристаллизуются в сложных городских системах и их связях с другими системами. Обращение к динамике глобального, национального и городского масштабов в осуществлении и восприятии мегасобытия позволяет дополнить существующие исследования ЧМ в России, которые, как правило, фокусируются на отдельных темах и единичных уровнях (масштабах) (прежде всего национальном) и редко строятся на эмпирических исследованиях. Статья демонстрирует «игру масштабов» в восприятии гражданами ЧМ-2018. С одной стороны, они видят в мегасобытии часть национальной стратегии развития, в частности привлечения инвестиций, с другой — им очевидно, что главные выигрыши от события получены транснациональными игроками (ФИФА) и национальными центральным и региональным правительствами. Авторы приходят к выводу, что суждения информантов свидетельствуют о сильном влиянии националистической и геополитической пропаганды, но одновременно связаны с их представлениями о глобальных влияниях, значимости экономической логики в оценке происходящего, в том числе важности брендинга наций и городов. Показано, что граждане видят в мегасобытиях и политическую стратегию, призванную «заставить уважать», с одной стороны, а с другой — открыть экономические возможности для страны и города. То, что люди на местах заплатят за спортивный праздник своими налогами, от внимания людей также не укрылось. Авторы подчеркивают двусмысленность мегасобытий как потенциально открытых для всех и способных всем принести радость, и в то же время неизбежно усиливающих социальное и географическое неравенство.


Вернуться назад