ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Исследование смысла в организациях: предпосылки и элементы концепции sensemaking К. Вейка

Елена Гудова
Исследование смысла в организациях: предпосылки и элементы концепции sensemaking К. Вейка


14 апреля 2020

Елена Гудова
Кандидат социологических наук,
преподаватель, департамент социологии,
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Адрес: ул. Мясницкая, д. 9/11,
Москва, Российская Федерация 101000
E-mail: egudova@hse.ru

 

В статье рассматриваются основные положения и наследие концепции производства смыслов (sensemaking approach), предложенной Карлом Вейком в рамках организационной психологии и теории организаций. Производство смыслов представляет собой ретроспективное конструирование приемлемых объяснений происходящего и деятельности людей с целью их рационализации, или чуть более широко — придание смысла происходящему для снижения неопределенности. Для этого, как утверждает Вейк, индивид задается двумя вопросами: «Что происходит? И что я должен в связи с этим делать?» Ответы на них и последующие действия индивида зависят от семи характеристик производства смыслов: идентичности действующего, ретроспективности, исполнения, социальности, развертывания, сигналов и правдоподобия. Вейк предлагает «культурную карту для понимания социального пространства» организации, а черпает вдохновение в анализе джазовой импровизации. Его пока что обделенные вниманием в России работы могут предложить инструмент для анализа как кризисных ситуаций, так и повседневных событий, в рамках которых произошла «потеря смысла». Идеи Вейка нашли развитие в исследованиях коммуникации, идентичности, языка, нарративов, власти и многих других аспектов деятельности организации, а также часто считаются основным источником процессуального подхода, проблематизирующего то, как происходит организовывание (organizing).


Вернуться назад