ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Дискурсивные репрезентации (капиталистических) итогов «китайского экономического чуда»

Ирина Троцук
Дискурсивные репрезентации (капиталистических) итогов «китайского экономического чуда»


02 июля 2020

Ирина Троцук
Доктор социологических наук,
ведущий научный сотрудник,
Центр аграрных исследований,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Профессор кафедры социологии,
Российский университет дружбы народов
Адрес: пр-т Вернадского, д. 82, г. Москва,
Российская Федерация 119571
E-mail: irina.trotsuk@yandex.ru

 

Вряд ли какое-либо иное государство привлекает сегодня больше внимания мировой общественности, чем Китай: ведутся бесконечные споры о его геополитическом статусе, социально-экономическом потенциале, демографических проблемах, экологических угрозах, политическом устройстве и т. д. Однако научный (и научно-популярный) дискурс сосредоточен на поиске ответа на вопрос, какой тип социальной системы сформировался в Китае с точки зрения классической дилеммы «капитализмсоциализм», и здесь не наблюдается единства номинаций применительно к прошлому или к новейшей истории. В статье предпринята попытка обозначить варианты дискурсивной репрезентации «китайского экономического чуда», реконструировав их на основе трех показательных в этом смысле работ, переведенных на русский язык в последние годы: Чжан Юя «Опыт китайских экономических реформ и их теоретическая значимость», Линь Ифу «Демистификация китайской экономики» и Рональда Коуза и Нина Вана «Как Китай стал капиталистическим». В статье приведены основные аргументы каждой книги: хотя три интерпретации «китайского экономического чуда» различаются в том числе степенью политизированной восторженности и оптимизма, они созвучны в том, что рекомендуют развивающимся странам заимствовать китайский опыт реформирования и игнорируют ряд его серьезнейших проблем. Три рассматриваемые книги, по сути, репрезентируют три дискурса о «китайском экономическом чуде»: 1) идеологически-политизированный сценарий строительства особого варианта социализма «сверху», 2) экономически фундированный прогноз создания капиталистической экономики одновременно «сверху» и «снизу», 3) констатацию завершившегося перехода к капитализму преимущественно благодаря давлению «снизу» и вопреки запретам и антикапиталистической риторике «сверху». Такие противоречивые дискурсивные модели будут интересны читателю, который помнит споры об особенностях «российского капитализма» в 1990–2000-е годы, и социологам «классического типа» — исследующим исторические изменения для понимания нынешних социальных трансформаций.


Вернуться назад