ИНТЕЛРОС > т. 15, №1, 2016 > Политика справедливости: о деонтологической этике в японской политической культуре

Валентин Матвеенко
Политика справедливости: о деонтологической этике в японской политической культуре


17 апреля 2016

Валентин Матвеенко
Магистр философии,
аспирант кафедры философии Школы гуманитарных наук
Дальневосточного федерального университета
Адрес: ул. Суханова, д. 8,
г. Владивосток, Российская Федерация 690950
E-mail: valentin.matveenko@gmail.com

На основе «социологии градов» и модели «патриархального града» Л. Болтански и Л. Тевено автор статьи рассматривает вопрос о деонтологическом характере традиционной политической культуры Японии. В качестве примера политической мысли страны выбрана «Конституция семнадцати статей» — древнейший законодательный акт Японии. Последовательное применение к «Конституции…» требований, изложенных Болтански и Тевено, позволяет утверждать, что данный документ выдерживает все условия, согласно которым он может считаться произведением, закладывающим основу традиционного политического и социального порядка. Это дает возможность проанализировать установки, являющиеся общими для политической мысли страны вне конкретных политических доктрин того или иного периода. Из всех предлагаемых Болтански и Тевено вариантов градов японскому традиционному обществу соответствует модель «патриархального града», используя которую автор акцентирует внимание на особенностях феномена господства в японской правящей элите, противопоставляя его господству европейского типа. Обнаруженные различия позволяют сделать вывод, что японское понимание политического блага базируется на представлении о должном, сформированном в результате осознания истинного порядка вещей в мире. По мнению автора, японский способ отношения к политике вполне сопоставим с классической политической философией древности, где категории должного, справедливого, истинного, искреннего и гармоничного являются исходными при рассмотрении любых политических реалий. В результате можно говорить о деонтологическом характере японской традиционной политической культуры, т. е. рассматривать ее как культуру аксиологическую, фокусирующую свое внимание на вопросах выбора правильных форм политического правления, правильной политической практики, политических идеалов и политического блага.

The Politics of Justice: The Question
of Deontological Ethics in Political Culture of Japan

Valentin A. Matveenko
MPhil Stud, PhD student, Department of Philosophy,
Far Eastern Federal University
Address: 8 Suhanova str.,
Vladivostok, Russian Federation 690950
E-mail: valentin.matveenko@gmail.com

Based on L. Boltanski, and L. Thévenot’s “domestic order” described in “orders of worth”, the article deals with the deontological ethics that lays the groundwork for Japanese political culture. Towards this end, I analyze conceptual issues of “orders of worth” in trying to reduce the theory to Japanese political reality. The most ancient constituent act known as the Seventeen-article constitution is described as an example of Japanese political thought. In consistently applying the principles stated by Boltanski and Thévenot, I conclude that the Constitution meets all of the conditions to be considered as a fundamental work, which lays a solid cornerstone of Japanese traditional political and social order. Among all of the “orders of worth” offered by Boltanski and Thévenot, I chose the “domestic order” as the most acceptable to focus on the characteristics of the phenomenon of domination in the Japanese ruling elite, which contrasts with the domination of the European type. In analyzing the listed differences, the author concludes that the root of the Japanese understanding of justice correlates with the understanding of righteousness. As a result, I conclude that the Japanese way of political conceptualization focuses around ideal forms of state rule and ideal order, and is, in a certain sense, typical for the classical political thought of ancient times. In such a type of thought, conceptions of righteousness, justice, truth, sincerity, and harmony are the points of departure for any political consideration. In this context, I can call the Japanese traditional political culture as a deontologically and axiologically-oriented culture focused on political ideals and public weal.


Вернуться назад