ИНТЕЛРОС > т. 16, №2, 2017 > Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ

Елена Омельченко, Святослав Поляков
Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ


03 июля 2017

Елена Омельченко

Доктор социологических наук, профессор департамента социологии

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)

Адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 190008

E-mail: eomelchenko@hse.ru

 

Святослав Поляков

Магистр социологии, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)

Адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 190008

E-mail: wek.spb@gmail.com

В статье обсуждаются перспективы использования постсубкультурного термина «сцена» как концептуальной рамки для изучения современных молодежных культур. В актуальной академической литературе концептуализация сцены представлена целым спектром конкурирующих интерпретаций: сцена как место, сцена как пространство (реальное или виртуальное), сцена как поле культурного производства. Узловыми пунктами дискуссии служат выделяемые исследователями измерения сцены — ее театральность, регулярность, аутентичность, легитимность и DIY-экономика. С нашей точки зрения, «сцена» обладает рядом эвристических преимуществ, недостающих как субкультуре, так и другим постсубкультурным концептам. Во-первых, это связь групповых культурных практик и конкретных мест/пространств, позволяющая сравнивать конфигурации молодежных сообществ и культурные коалиции в разных географических локациях (городах, странах, регионах). Во-вторых, это переключение исследовательского фокуса с анализа культурных текстов и дискурсов на имплицитные правила и смыслы, в соответствии с которыми индивиды производят сцену в конкретном месте/пространстве и времени. Продуктивным видится использование теоретико-методологической композиции «сцены» и солидарного подхода, что позволяет анализировать не только особые черты групповых молодежных идентичностей в контексте городских пространств, но учитывать реакцию локальных молодежных сообществ на дискурсивное давление, форму ценностных конфликтов, типичных для современной России в целом и отдельных регионов в частности.

 

The Concept of Cultural Scene as Theoretical Perspective
and the Tool of Urban Communities Analysis

Elena Omel’chenko

Professor, Director, Center for Youth Studies, National Research University Higher School of Economics Saint Petersburg

Address: Sedova str., 55/2, Saint Petersburg, Russian Federation 192148

E-mail: eomelchenko@hse.ru

Sviatoslav Poliakov

Master of Sociology, Research Fellow, Center for Youth Studies, National Research University Higher School of Economics Saint Petersburg

Address: Sedova str., 55/2, Saint Petersburg, Russian Federation 192148

E-mail: wek.spb@gmail.com

This paper discusses the perspectives of the post-subcultural term “scene” as a conceptual framework in the study of contemporary youth cultures. In current academic literature, the conceptualization of the concept of “scene” is represented by a range of competing interpretations: the scene as a place, the scene as a space (real or virtual), and the scene as a field of cultural production. The key points of discussion are identified by researchers with the following dimensions: its theatricality, its regularity, authenticity, legitimacy, and a DIY-economy. From our point of view, the “scene” has a number of heuristics advantages which are missing in “subcultural” and post-subcultural concepts. Firstly, it is the connection of group cultural practices and specific places/spaces that allows for the comparison of the configuration of youth communities and cultural coalitions in different geographical locations (cities, countries, or regions). Secondly, the focus here shifts from the analysis of cultural texts and discourses to the implicit rules and meanings according to which individuals produce a “scene” in a particular place/space and time. The concept of “scene” can be used productively in the solidarity approach. This theoretical and methodological composition allows us to analyze the reaction of local youth communities to discursive pressure, the forms of value conflicts typical to modern Russia, and the universal and specific features of local youth group identities.


Вернуться назад