ИНТЕЛРОС > со№4, 2021 > COVID-19 в виртуальных сетевых коммуникациях: эффекты «спирали молчания»

Артур Атанесян, Анаит Акопян, Брэдли Рейнольдс
COVID-19 в виртуальных сетевых коммуникациях: эффекты «спирали молчания»


23 января 2022

Артур Атанесян
Доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой прикладной социологии,
Ереванский государственный университет (Армения)
Адрес: Ереван, ул. Алека Манукяна 1,
0025, Армения
E-mail: atanesyan@ysu.am

 

Анаит Акопян
Аспирантка, кафедра прикладной социологии,
Ереванский государственный университет (Армения)
Адрес: Ереван, ул. Алека Манукяна 1,
0025, Армения
E-mail: anahit1989@gmail.com

 

Брэдли Рейнольдс
Докторант, Университет Хельсинки (Финляндия)
Адрес: P.O. Box 4 (Yliopistonkatu 3),
00014 University of Helsinki, Finland
E-mail: bradley.reynolds@helsinki.fi

 

Основной вопрос исследования: характерна ли логика теории «спирали молчания» (Э. Ноэль-Нойман), описывающая механизмы воздействия традиционных СМИ на общественное мнение, для динамики обсуждений вопросов в виртуальных социальных сетях. В качестве актуальной темы взята пандемия COVID-19. На первом этапе полевого исследования был осуществлен вторичный анализ результатов четырех массовых социологических опросов, проведенных в Армении в период активной стадии пандемии. На втором этапе, в период с 1 июля — по 30 августа 2020 года (самые высокие показатели пандемии в Армении) был проведен анкетный опрос на базе Google Forms среди армянских пользователей социальной сети Facebook как наиболее распространенной в стране. Было выявлено, что, будучи осведомлено об официальных ограничениях общественного поведения в условиях пандемии и зная о соответствующих санкциях за их нарушение, большинство опрошенных предпочитает публично с ними соглашаться, однако фактически им не следует, что создает диссонанс между массовой коммуникацией о COVID-19 и социальным (фактически — антисоциальным) поведением, затрудняя борьбу с пандемией. Установлена зависимость между отношением пользователей к публикуемому в социальной сети мнению «друзей» и посторонних, и предпочтением открытого выражения своего отношения, в частности, комментированием чужих постов. Самопрезентация как стратегия коммуникативного поведения пользователей в Facebook, выражается в нежелании рисковать своей репутацией и подвергать свое мнение открытой и массовой критике: воспринимая сложившуюся коммуникативную ситуацию как опасную, пользователи социальных сетей предпочитают либо соглашаться с мнением других, либо вообще не выражать свое мнение. Результаты данного исследования могут быть полезными как для дальнейшего развития теории социальных коммуникаций и ее применения в новых условиях, так и для изучения и понимания коммуникативного поведение в виртуальных социальных сетях.


Вернуться назад