ИНТЕЛРОС > со№4, 2021 > Влияние пандемии COVID-19 на практики категоризации пассажиров общественного транспорта: случай московского метрополитена Ксения Шепетина
|
Ксения Шепетина
В статье рассматриваются вопросы социальной категоризации и восприятия социального разнообразия пассажиров московского метро. Базируясь на теории Э. Гоффмана, я предполагаю, что взаимодействие между пассажирами основано на категоризации — соотношении людьми внешнего вида и поведения друг друга с культурными ожиданиями. Категоризация позволяет сделать участников взаимодействия идентифицируемыми и понятными. В 2020 году маски и перчатки, социальное дистанцирование изменили процесс категоризации, напрямую затронув персональный фасад горожан и ситуационные приличия. Используя теоретические ресурсы Э. Гоффмана, Х. Сакса и современных городских исследователей, я сравниваю, как пассажиры московского метро узнавали и идентифицировали друг друга до пандемии коронавируса и во время режима самоизоляции, который был введен городскими властями весной 2020 года. Исследование строится вокруг трех основных типов Других, которые были разработаны как абдуктивные понятия: неспецифические, специфические и стигматизированные Другие. Я анализирую, как эти типы производятся ситуативно и в какой степени меняются, когда локализованный интеракционный порядок значительно трансформируется. С одной стороны, исследование направлено на подробное документирование уникальной социально-исторической ситуации, сложившейся на ранней стадии пандемии. С другой стороны, я использую ее как «естественный» эксперимент по нарушению фоновых ожиданий, который помогает выявить основные элементы временной и локальной специфики социального порядка. Вернуться назад |