ИНТЕЛРОС > т. 13, №2, 2014 > «Освободительные деяния» Поля Рикёра: между символом и рассказом

Сергей Зенкин
«Освободительные деяния» Поля Рикёра: между символом и рассказом


14 сентября 2014

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник

Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

В ряде текстов Поля Рикёра 1970–1980-х годов упоминаются так называемые «основополагающие события» (événements fondateurs), «знаковые события» (événementssignes), «избавительные события» (événements de délivrance), «освободительные деяния» (actes libérateurs) или «великие события спасения» (grands événements de salut). Они включаются в «историю избавления», образуют «традицию эмансипации» и, получая все новые толкования в ходе истории, в конце концов приобретают «всевременную значимость». Рикёр неизменно приводит два примера таких событий из Библии — исход евреев из Египта и воскресение Христа, — однако он не занимается библейской экзегезой, а размышляет о философии истории. Собственный смысл легендарных событий интересует его лишь постольку, поскольку этот смысл воспринимается потомством, в ходе векового процесса действенной герменевтики, толкования-действия. В настоящей статье я попытаюсь прочертить семантические линии, связывающие воедино эти мотивы из разных текстов, выделить в них не эксплицированные самим философом тематические константы, а затем соотнести их с другим, имплицитным политико-историческим мотивом, который просматривается сквозь них. Прежде всего приведем несколько фрагментов, где Рикёр упоминает эти особого рода события или деяния. Интересующие нас мотивы выделяются в переводе полужирным шрифтом, а курсивные выделения сделаны самим Рикёром.


Вернуться назад