ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > КУЛЬТУРНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЕС

Петр Касаткин, Наталья Ивкина
КУЛЬТУРНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЕС


01 февраля 2018

Петр Игоревич Касаткин
Московский институт международных отношений
(Университет) МИД России,
Москва, Россия

 

Наталья Викторовна Ивкина
Российский университет дружбы народов,
Москва, Россия

Статья посвящена рассмотрению специфики «мягкой силы» Европейского Союза. В качестве теоретических основ исследования выделены американские, российские и европейские подходы к сущности и содержанию «мягкой силы» государства, а также других, близких по  существу понятий, таких как «гражданская сила», «нормативная сила». Выделены основные параметры «мягкой силы», предложенные основоположником концепции Дж. Наем, а также  предложенные другими экспертами. В качестве основных европейских государств,  обладающими наибольшим потенциалом мягко силового влияния, рассматриваются Великобритания и Франция. Они вносят наибольший вклад в процесс  создания «мягкой силы» ЕС. Главным образом рассматриваются попытки ЕС  институционализировать механизмы «мягкой силы» и придать им статус общеевропейских.  Анализируются два направления: культурная и образовательная привлекательность Европы. Выделены тенденции, которые говорят о том, что культурная идентичность отдельных  европейских стран отходит на второй план, вперед выступают элементы культурной  дипломатии ЕС. Это обосновывается тем, что закладывается нормативно-правовая база  общеевропейских элементов «мягкой силы», а также подтверждается официальными  представителями ЕС. Однако как и любой интеграционный процесс создание «мягкой силы» ЕС имеет ряд препятствий. Приведены основные причины, которые препятствуют  созданию общеевропейской «мягкой силы». В конце сделаны выводы относительно  перспектив способности Европейского Союза использовать названные элементы «мягкой силы», а также о готовности европейских стран, имеющих богатый потенциал  «мягкой силы», делегировать часть своего культурного потенциала в общеевропейский дом.


Вернуться назад