ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > УРОКИ ИСТОРИИ: ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОКИТАЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КВЖД В 1920-Е ГОДЫ

Мария Кротова
УРОКИ ИСТОРИИ: ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОКИТАЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КВЖД В 1920-Е ГОДЫ


27 мая 2020

Мария Владимировна Кротова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт-Петербург, Россия

 

Статья посвящена теме советско-китайского управления КВЖД, которая до сих пор остается малоизученной, полной противоречий. Несмотря на разнообразные исследования по истории КВЖД, остается ряд вопросов, которые нуждаются в уточнении: чем была КВЖД для СССР и Китая, был ли паритет действительным, а не номинальным, насколько обоснованными были претензии советской и китайской сторон друг к другу, в чем интересы сторон совпадали. В статье на основе неопубликованных архивных источников, в частности протоколов заседания Правления КВЖД из Российского государственного исторического архива, рассматриваются точки зрения как советской, так и китайской сторон на деятельность и значение КВЖД, проанализирован состав Правления и Управления КВЖД, служащих и рабочих дороги с советским и китайским гражданством, выявлены случаи нарушения паритета. Автор приходит к выводу, что совместное советско-китайское управление КВЖД столкнулось с рядом проблем, связанных как со значительными политическими, социальными, культурными различиями двух стран, так и международной и внутриполитической ситуацией. Обе стороны подозревали друг друга в нарушении паритета и превышении полномочий, по-разному относились к вопросам иерархии. Кроме языковых трудностей и проблем межкультурной коммуникации, свою роль сыграли неясные перспективы положения СССР в Северной Маньчжурии, возросший китайский национализм и стремление китайцев освободиться от иностранной зависимости. Тем не менее, как советская, так и китайская стороны показали себя прагматиками и реалистами, используя различные стратегии укрепления и удержания власти на КВЖД.


Вернуться назад