ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > О реальности идеального

Владимир Лазуткин
О реальности идеального


20 марта 2015

Опираясь на тексты философов Ильенкова, Мих. Лифшица, Платона и др., автор доказывает, что только в созидательной деятельности общественного человека идеальное выступает во всей своей конкретной полноте. Такого единства действительно не было в дочеловеческой природе; оно возможно только в культурно-исторической практике, однако не в любой человеческой деятельности и не в любом социальном процессе, но только в сознательной и свободной

ЛАЗУТКИН Владимир Анатольевич —
кандидат философских наук

В советской философии проблема «идеального» была наиболее полно разработана в трудах Э. Ильенкова и Мих. Лифшица. До сих пор продолжаются дискуссии о единстве и различии в понимании «идеального» этими философами. Среди ученых, в том числе относящих себя к последователям Мих. Лифшица и Э. Ильенкова, бытует представление о некоем существенном различии в понимании категории «идеального» у этих двух выдающихся мыслителей. С. Н. Мареев в своей книге про Ильенкова полемизирует с пониманием идеального у А. Ф. Лосева и Мих. Лифшица: «Если идеальное — нетелесно, то отсюда не следует, что все нетелесное идеально. Ведь нетелесны всякие физические поля, нетелесен свет. Вообще тело — это, строго говоря, только механическая реальность». Речь здесь идет об идеально сти или неидеальности законов природы, ведь эти законы невещественны. Критикуя лосевское понимание закона природы как идеи, как идеального, С. Н. Мареев почему-то счел необходимым покинуть область философии и перенести дискуссию в рамки предмета физики. В этой науке, между прочим, бытует представление о существовании двух видов материи: вещества и поля. Представление это ложно — поскольку некритически, формально переносит деление науки физики на деление ее объекта — физической материи. В действительности вещество и поле существуют не наряду друг с другом, а в нераздельном единстве, или, повторяя формулу Спинозы, как два атрибута одной и той же субстанции, в данном случае — физической материи; это такие же всеобщие формы ее существования, как пространство и время. У С. Н. Мареева получается, что закон природы невещественен так же, как и ее явления — поле, свет, волна


Вернуться назад