ИНТЕЛРОС > №5, 2014 > Ресурс развития или фактор деструктивности?

Виталий Даренский
Ресурс развития или фактор деструктивности?


03 февраля 2015

О проблеме социальной избыточности высшего образования

В постсоветский период в странах бывшего СССР, несмотря на всю глубину деструктивных процессов в социально-экономической сфере, система высшего образования в экстенсивном отношении развивалась весьма бурно. Общее количество и вузов, и студентов по сравнению с концом советского периода истории выросло в несколько раз (по разным странам цифры колеблются, но общая тенденция везде налицо). И это происходило на фоне уменьшения численности и прогрессирующего старения населения, при обвальном сокращении реальных государственных затрат на образование. И тем не менее появление множества новых специальностей и учебных дисциплин, их содержательная модернизация (особенно интенсивная в гуманитарных науках) на первый взгляд могут показаться признаками «качественного» развития. Но так ли это? В России за период с 1990-го по 2005 год число высших учебных заведений выросло с 514 до 1068, причем наибольший «вклад» внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 году в России не было ни одного негосударственного вуза, то в 2005-м их насчитывалось уже 413. Если в 1990 году на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тысяч человек, то в 2005-м их уже было около 1,64 миллиона. Показатели количества студентов на 10 тысяч человек также свидетельствуют о значительном (в три раза!) их увеличении: если в 1990-м на 10 тысяч населения приходилось 190 студентов, то в 2005 году — уже 481. Если в 1990 году успешно закончили высшие учебные заведения 401 тысяча человек, то в 2005-м высшее образование в России получили уже 1151 тысяча. И только к 2010 году рост числа высших учебных заведений почти остановился. Во многом это связано с уменьшением числа абитуриентов, то еcть с демографическим фактором. Количество выпускников школ и количество мест в учебных заведениях высшего образования в России в 2010 году стало почти одинаковым.


Вернуться назад