ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Тесные связи: рука и перчатка Элизабет Фишер
|
Элизабет Фишер (Elizabeth Fischer) — специалист по истории дизайна, заведующая кафедрой дизайна ювелирных изделий в Университете искусства и дизайна (HEAD, Женева), куратор, автор статей по истории моды и дизайна.
Тело, скрытое от глаз
На протяжении многих веков традиции западной цивилизации позволяли человеку открыто демонстрировать только лицо и кисти рук. Остальные части тела должны были быть целиком и полностью прикрыты одеждой. Более того, голову обязательно обрамляли шляпа и воротник, а лицо могло быть скрыто вуалью. Рукам полагались кружевные манжеты, перчатки или митенки. Кристиан Диор, возродивший своим стилем нью-лук традиции этикета XVIII-XIX веков, изысканного костюма и той элегантности, которая невозможна без определенных аксессуаров, заметил, что воротник делает лицо более выразительным, а манжеты подчеркивают форму руки2. Длинные и пышные кружевные манжеты — например, такие, как носили мужчины в XVIII столетии — привлекали внимание к рукам, поскольку каждый жест неизбежно приводил их в движение. Вестиментарный режим, требующий, чтобы телесная нагота была полностью прикрыта, нашел отражение в высказывании Эразма Роттердамского (ок. 1466-1536), назвавшего одежду «телом для тела» (Erasmus 1530). Одежда защищает кожный покров точно так же, как сама кожа защищает находящиеся внутри тела жизненно важные органы. К тому же, оберегая кожу и все тело от нежелательного воздействия и физического ущерба, она заодно скрывает недостатки и особые приметы — родимые пятна, шрамы, язвы и прочие отметины. Упомянутую выше фразу Эразма Роттердамского обычно переводят как «одежда — вторая кожа». Этот вариант перевода исключительно метко описывает взаимоотношения между перчаткой и кистью руки, поскольку сама форма перчатки, со всех сторон плотно облегающей каждый палец, в точности повторяет форму кисти. Такая идентичность формы, почти не свойственная другим предметам одежды, объясняет, почему образцы, по которым выкраивали и до сих пор выкраивают перчатки, за долгое время их существования претерпели минимум изменений. Между рукой и надетой на ней перчаткой нет никакой дополнительной прослойки, никакого подобия «нижнего белья», за исключением, может быть, подкладки, наличие которой предусматривают далеко не все модели перчаток. Более того, очень часто перчатки шьют из натуральной кожи, то есть из кожи или шкуры, которая когда-то покрывала тело животных. Во Франции второй половины XIX века правила этикета предписывали женщинам носить перчатки такой длины, чтобы они хоть немного перекрывались рукавом, — дабы быть уверенными, что вся рука надежно скрыта под одеждой. При этом драгоценные украшения надевались поверх перчаток, даже если сами перчатки были богато отделаны или изготовлены из кружева.
Руки
Перчатка и кисть руки связаны чрезвычайно тесно, и это объясняет, почему слово «перчатка» приобрело огромное количество метонимических значений, что свойственно совсем немногим названиям предметов одежды. В первую очередь нам стоит рассмотреть, какую роль руки играют в жизни всего тела. Рука действует как посредник между телом, неотъемлемой частью которого она является, и окружающей средой, которой принадлежат другие люди и объекты и которая служит источником разнообразных ощущений. Это позволяет человеку проявлять себя социально (immixtio manuum — жест, в эпоху феодализма символизировавший преданность вассала своему сеньору; современное рукопожатие); общаться без слов (взмах рукой в знак приветствия, язык жестов и т.п.), что подразумевает также и реализацию дейктической функции (показать пальцем); чувствовать и благодаря ощущениям быть уверенным в точности своего визуального восприятия; устанавливать как физические, так и социальные взаимоотношения с другими людьми. Рука есть орудие орудий (Аристотель 1976): в ее прикладной социальной роли «воплотился весь технологический опыт цивилизации. Никакая другая часть тела не владеет столькими умениями, как кисть руки, — использовать различные орудия, играть, рисовать, писать, считать, указывать, владеть музыкальными инструментами и общаться посредством социальных жестов» (Gebauer 2002: 488). Очевидно, человек не зря наделен не одной, а двумя руками. Однако значимость правой и левой руки в наших глазах далеко не одинакова, и пользуемся мы ими по-разному. «Мы — сестры-близнецы; два данных человеку глаза не имеют меж собой такого сходства, как я и моя сестра, и не могли бы действовать более слаженно и дружно, чем мы, если б не пристрастное отношение наших родителей, которые проводят меж нами различия в самом оскорбительном смысле. С младенчества меня заставляли взирать на мою сестру как на существо более развитое и высокое. <...> И разве может быть чрезмерным раскаяние наших родителей в том, что они усмотрели такую огромную разницу и посеяли зерно раздора меж сестрами, которые абсолютно ни в чем не уступают друг другу?» — так рассуждал Бенджамин Франклин в своей «Петиции в защиту левой руки» (Franklin 1785). Достоинства со знаком «плюс» традиционно приписываются правой руке, обладающей, как нам кажется, особой ловкостью и подвижностью, — в правой руке мы держим ложку, мы пожимаем правую руку в знак приветствия, священник благословляет нас правой рукой и т.д.; в то время как левую руку мы считаем менее ловкой и проворной и наделяем ее достоинствами до такой степени сомнительными, что еще до недавнего времени в школе левшей заставляли писать правой рукой. В некоторых традициях левую руку считают «нечистой» — ею делают то, что нельзя делать правой рукой; в связи с этим ей запрещено не только прикасаться к пище, но даже показываться над обеденным столом. В то время как правая рука ассоциируется с чем-то возвышенным, левая постоянно рискует прикоснуться к чему-то низменному и грязному (Le Breton 1992: 18-20). Согласно некоторым теориям, установление различий между правой и левой рукой — различий, играющих важную руководящую роль в жизни тела и управляющих жестами и действиями человека, активирует бинарную систему ценностей в рамках целого социума, основанную на таких парных противопоставлениях, как «правило — исключение», «хорошо — плохо», «священное — нечестивое», «мужское — женское», и предназначенную для того, чтобы обозначить, какие понятия представляют для нас большую ценность3. Из этого следует, что образ руки как таковой и любые наши жесты могут быть истолкованы двояко. Таким образом, кисть руки — это не только орудие, но также чрезвычайно важный и влиятельный посредник, поэтому перчатки принимают самое непосредственное участие в этой посреднической деятельности. Это подтверждают многочисленные фигуры речи, в которых присутствует слово «перчатка». Однако следует отметить, что метафорическим значением мы, как правило, наделяем не пару перчаток, а перчатку в единственном числе.
Перчатки
Так же как кожа, перчатки содержат в себе то, что должны защищать. Они представляют собой физическую границу между надевшим их человеком и окружающей его средой. Покров для рук, символически отделяющий священнослужителя от этого мира, использовался в литургических обрядах еще в Византии. Этот обычай переняли императоры Священной Римской империи, превратив его в элемент светского придворного этикета в странах Западной Европы. Перчатки сделались одной из ключевых деталей обряда коронации и символом королевской власти. Однако затем они стали понемногу завоевывать все более широкие социальные круги и в конце концов превратились в вещь настолько обыденную, что в XVIII веке их исключили из числа тех символов высокого общественного положения, богатства и престижа, которые в обязательном порядке изображались на портретах важных персон. Если мы внимательно рассмотрим английские портреты XVIII века, то заметим, что к этому времени за перчатками прочно закрепилась роль уличного аксессуара: ни на официальных парадных портретах, ни на портретах в домашней обстановке мы не увидим ни одного человека в перчатках. Впрочем, уже в начале XIX века, когда обычай носить перчатки благополучно преодолел большинство гендерных, классовых, профессиональных и национальных барьеров, их изображение вернулось и в портретную живопись4. В XIX веке принятые в обществе правила хорошего тона предписывали носить перчатки практически в любой обстановке и при любых обстоятельствах. Согласно изощренному этикету5 того времени, их не следовало снимать даже при рукопожатии и во время трапезы — особенно если руки были слишком грубыми, имели красноватый оттенок или несли на себе следы увечий. «Ничто не может придать наряду более совершенный, законченный и достойный вид, нежели надетые на руки перчатки» — так утверждали авторы сборников полезных советов в 1830-х годах6. В высших кругах общества было не принято дважды надевать одну и ту же пару перчаток из тонкого, деликатного материала, поэтому их закупали целыми дюжинами, а то и еще более крупными партиями. В богатейших домах этот обычай продержался вплоть до начала XX века, то есть ему следовали даже в те времена, когда человеку уже не требовались перчатки на все случаи жизни. Автор заметки, опубликованной в New York Times 16 мая 1909 года, высказал мысль, что отсутствие перчаток на руках позволяет состоятельным дамам носить кольца с крупными одиночными бриллиантами. С 1860-х годов дизайн колец стал более однообразным — «судя по всему, клиентов и самих ювелиров главным образом интересовала стоимость вставленного в оправу камня»7. Появление на рынке все более массивных алмазов и других сравнительно крупных драгоценных камней было связано с разработкой новых месторождений в Южной Африке и других колониях Британской империи. Это обстоятельство, без сомнения, определенным образом влияло на отношение общества к перчаткам и способствовало появлению моды на тщательно отполированные ногти8. И все же перчатки продолжали пользоваться широким спросом: кто- то покупал их из эстетических соображений, другим они требовались, чтобы защитить руки. Коко Шанель, будучи известной сторонницей легкого загара, тем не менее практически не расставалась с перчатками, поскольку было совершенно недопустимо, чтобы руки дамы из приличного общества были обезображены солнечными ожогами или иными капризами природы9. Автору этой статьи по наследству от матери и бабушки досталась пара белых хлопковых перчаток. В летнюю жару они спасали от выступавшей на ладонях испарины и городской пыли. Пары таких перчаток хватало не больше чем на день, иногда их приходилось менять даже в течение дня, однако, как утверждают знающие люди, это значительно облегчало жизнь. За последние 50 лет перчатки исчезли из стандартного списка аксессуаров, которыми непременно должны располагать любой приличный мужчина и любая достойная женщина, хотя их по-прежнему надевают или имеют при себе для особых случаев. Разные ситуации требуют разных перчаток, в зависимости от обстоятельств, в том числе и от времени, к которому приурочено событие. И конечно, перчатки сохраняют свою функциональность: их носят «для тепла», «для удобства» или как средство защиты во время работы и занятий спортом, однако они перестали быть обязательной составляющей частью повседневного и вечернего костюма10. Перчатки вновь стали модным трендом во второй половине XX века. Их сенсационному возвращению способствовал нью-лук, изобретенный Кристианом Диором в 1947 году. В контексте этого стиля, остававшегося популярным вплоть до 1960-х годов, перчатки рассматривались как один из незаменимых аксессуаров к восхитительным элегантным платьям наравне с шляпками, сумочками и туфлями на высоких каблуках. Однако еще задолго до того, как мода возродила к новой жизни правила хорошего тона, берущие начало в XIX столетии, символический потенциал перчаток был востребован кинематографом — их образ эксплуатировался на большом экране с того самого момента, когда кинофильмы стали частью массовой культуры. «Рождение в 1927 году звукового кино подразумевало необходимость свести к минимуму шуршание ткани и звон аксессуаров. Так наступила эра струящегося атласа и мягко обволакивающих тело мехов. А с середины 1930-х годов, когда начала широко использоваться технология „Техниколор", маленькое черное платье много раз становилось настоящим спасителем для кинематографистов, ведь некоторые цвета обретали на пленке неестественно яркие оттенки. К тому же оказалось, что операторам легче работать с темными поверхностями» (Edelman 2003: 98). Видимо, поэтому многие режиссеры долгое время предпочитали снимать черно-белые фильмы. Длинные, охватывающие руку выше локтя, черные перчатки почти всегда составляли пару скроенным по косой тесно облегающим атласным платьям, которые обязательно были в арсенале ведущих актрис. Но если сами длинные черные перчатки были действительно безмолвным аксессуаром, то их символическое значение звучало вполне отчетливо и красноречиво в контексте того фантастического впечатления, которое создавал киноэкран. Вечерний наряд Риты Хейворт в фильме Чарльза Видора «Джильда» (1946 год, художник по костюмам — Жан Луи) стал притчей во языцех. Длинное открытое платье без бретелей — футляр из черного атласа — напоминает темную колонну, заканчивающуюся чуть выше линии груди, выставляя напоказ обнаженные плечи. На Рите Хейворт, когда она впервые появляется в кадре в этом платье, также надеты черные перчатки длиной выше локтя. А затем следует самая знаменитая сцена фильма, в которой Джильда под музыку «Put the Blame on Mame» медленно стягивает с себя эти длинные перчатки. В другом фильме 1946 года — «Убийцы» Роберта Сиодмака — мы видим Аву Гарднер в роли роковой женщины Китти Коллинз, облаченной в черное атласное платье на одной бретели, а на руках у нее все те же длинные черные перчатки. Бретель идет от самой середины декольте, пересекая по диагонали открытую часть груди и охватывая одно плечо. Сочетание этих предметов одежды — безупречно черных, без каких-либо включений другого цвета — очевидно, должно было символизировать знойную чувственность и зло, составлявшие самую суть характера таких героинь. Истоки символического союза дерзкого декольте с черными перчатками восходят к образам, растиражированным знаменитыми постерами конца XIX века, такими как созданный в 1890 году Жюлем Шере плакат, рекламирующий рассыпчатую пудру La Diaphane Poudre de Riz, на котором изображена Сара Бернар в красном платье без рукавов, белом боа из перьев и длинных черных перчатках. Однако по-настоящему культовый статус такие туалеты приобрели благодаря парижской кафешантанной певице Иветт Гильбер (1865-1944). Обладавшая странным тембром голоса и непрезентабельной, по меркам своего времени, фигурой, худая и высокая Гильбер стала иконой Монмартра, вдохновлявшей многих художников — в том числе Жюля Шере, Теофиля-Александра Стейнлена, Фердинанда Бака и, конечно же, Анри Тулуз-Лотрека. Итак, у Гильбер были странный для певицы голос и противоречащая канонам моды внешность. Но вместо того чтобы прятать за одеждой нескладную, долговязую фигуру, она намеренно выбирала одежду, которая не просто не скрывала, но даже преувеличивала ее недостатки, — простые прямые платья с чрезвычайно глубоким вырезом и длинные черные перчатки. Таким образом Иветт Гильбер подчеркивала свою исключительность и непохожесть на других, более пышнотелых артисток: «Я стремилась создать впечатление предельной простоты, гармонично сочетающейся с очертаниями моего тощего тела и моей маленькой головы. <...> Я хотела — превыше всего — выглядеть совершенно другой в сравнении с остальными, и ради этого я могла рискнуть чем угодно, выбирая репертуар, который кому-то мог показаться непристойным. <...> Собрать целую экспозицию юмористических зарисовок из песен, живописующих все непотребства, все излишества, все пороки моих „современников", и заставить их посмеяться над собой. вот что должно было стать моим новым словом в искусстве, моей великой идеей»11. Длина ее платья и перчаток напрямую соотносилась с правилами этикета, касавшимися вечерних туалетов, обязательной частью которых были длинные белые перчатки, но вызывала у зрителей «совершенно другое» впечатление, к чему и стремилась Гильбер. Неуместная (с точки зрения этикета) черная расцветка перчаток давала тот трансгрессивный импульс, который позволял ей отобразить самые неприглядные настроения и манеры ее «современников», но при этом самой не выглядеть женщиной сомнительных достоинств — этакой дамой полусвета или стоящей еще ниже на социальной лестнице площадной певичкой. Исполнительницы французского канкана откровенно выставляли напоказ ножки в черных чулках. И когда на сцену выходила женщина с руками, почти по самые плечи обтянутыми черными перчатками, ее вид воспринимался как очевидный намек на это визуальное клише периода Belle Epoque, даже когда — как в случае с самой Гильбер — ноги артистки были полностью скрыты от посторонних глаз. Стратегия, которую использовала Иветт Гильбер, создавая до предела упрощенный образ, где не было места ни драгоценностям, ни другому декору, сделала ее выдающейся фигурой в мире ночной жизни Парижа. Ее фирменный стиль, центральным элементом которого были руки в длинных черных перчатках, завораживал репортеров и художников не меньше, чем обычную публику, — и это происходило в те времена, когда во множестве издававшиеся правила этикета настойчиво подчеркивали, что перчатки должны гармонично сочетаться с остальными деталями костюма. Если человек хотел надеть цветные перчатки, ему следовало выбирать наиболее деликатные, ненавязчивые оттенки. «Ничто не выглядит столь же вульгарно, как перчатки неуместно яркого, кричащего цвета» (Cummings 1982: 55). (Если перчатки джентльмена были темными, он не смел пожать даме руку, опасаясь оставить грязные следы на ее белоснежных перчатках (Vincent 2009: 137). Темные перчатки ассоциировались с понятием «мужественность», а светлые с традиционными женскими добродетелями — чистотой, утонченностью и т.п. Кроме того, тонкие, бледные оттенки перчаток должны были подчеркивать те качества, которыми были обязаны обладать руки благородной дамы, — их безупречную белизну и нежность.) Тулуз-Лотрек сделал очень многое для того, чтобы придать имиджу Иветт Гильбер культовое значение. Он преуспел в этом больше, чем любой другой художник, поскольку в своих многочисленных портретах этой певицы использовал мощный художественный прием — синекдоху, заостряя внимание лишь на одной, самой запоминающейся детали ее сценического костюма — черных перчатках. Они всегда бросаются в глаза на фоне едва прорисованного тела. Тулуз-Лотрек больше всех поспособствовал тому, что сценический образ Гильбер не забыт до сих пор12. Совместными усилиями Гильбер и Лотрек показали миру, насколько велика может быть выразительная сила образа длинных черных перчаток как атрибута, символизирующего соблазн и нарушение общепринятых правил, чувственность и пробуждение темных сторон человеческой натуры. В фильме Люка Бессона «Никита» (1990) главная героиня (одетая в маленькое коктейльное платье) стаскивает с рук короткие черные перчатки, перед тем как совершить свое первое заказное убийство. Этот образ богато насыщен ассоциациями, которые в дальнейшем реализуются в событийном развитии сюжета и его графическом воплощении. Одного этого жеста достаточно для того, чтобы зритель понял, что Никита капитулирует перед теми силами, в чьей власти она оказалась, и смиряется с навязанной ей ролью профессионального убийцы. Здесь мы сталкиваемся с поразительным примером обратной стороны символизма: в отличие от Джильды, которая самоутверждается, публично исполняя «перчаточный стриптиз», Никита признает свое бессилие, обнажая руки и, соответственно, оставляя на оружии свой «автограф» — отчетливые отпечатки пальцев.
Пальцы
На протяжении многих веков главным, на что обращали внимание при идентификации личности, было лицо человека. Бывает, мы не видим на старинных портретах рук, потому что их изображение стоило отдельной платы, поэтому заказчики предпочитали экономить таким образом и заказывать только лицо. Однако с точки зрения сегодняшних технологий идентификации личности самый точный неопровержимый «портрет» человека — это его отпечатки пальцев. Рисунок папиллярных линий не может исказить никакая болезнь, и сам человек не волен его видоизменить. Даже после ожогов и ссадин эти линии естественным образом восстанавливаются в своем первозданном виде. Но самый удивительный пример их устойчивости — это нетленный папиллярный узор на пальцах египетских мумий. Таким образом, можно не сомневаться в том, что рисунок на кончиках пальцев — это неповторимая и бесспорная характеристика, которая может поведать о человеке больше, чем его лицо. Чтобы однозначно утверждать, что два отпечатка пальцев абсолютно одинаковы, необходимо зафиксировать их полное совпадение в двенадцати точках. Этот способ идентификации личности был разработан в конце XIX века и впервые признан в качестве официального доказательства в 1902 году (Bouillon 2002: 52-53). Коллекция колец-«наперстков» Моники Брюггер, собиравшаяся с 2000 по 2008 год, — это своего рода семейный портрет, на котором в точности воспроизведены отпечатки пальцев членов ее семьи (Brugger 2009). Ее идея, очевидно, построена на игре смыслов, возникающей при сопоставлении таких понятий, как личность человека и его портрет, кожа и внешний покров, прямое и переносное значение. Эти кольца идеально подходят только для тех пальцев, с которых они были отлиты; рисунок папиллярных линий покрывает как их внешнюю, так и внутреннюю поверхность; они выглядят как наперстки, в точности повторяющие естественную форму верхней фаланги пальца. Таким образом дается явное указание на личность первого обладателя кольца (а заодно модели или со-творца данного конкретного произведения) и подчеркивается, что ювелирное изделие — это достояние семьи или связующая нить, тянущаяся от одного человека к другому: «Я отдаю тебе то, что принадлежит мне; и хотя отныне эта вещь твоя, она всегда будет напоминать обо мне». В ювелирных изделиях Моники Брюггер ненавязчиво воплотились несколько смысловых уровней как материального, так и символического характера, связанных с представлениями о самодостаточности и сопричастности, об индивидуальной неповторимости и принадлежности к роду, о взаимоотношениях между пальцем и надетым на него кольцом.
Кольца, которые мы носим на пальцах — хоть под перчатками, хоть на обнаженных руках, — это украшения, зачастую наделенные особым символическим смыслом. Кольцами обмениваются в знак любви, преданности и дружбы; они могут указывать на властные полномочия и принадлежность к какому-то роду, заключение брачного союза и установление тесных деловых либо политических взаимоотношений; более того, на перстне может быть печать, которую владелец использует вместо личной подписи. Перстни используются как «знаки отличия» в церковной иерархии и атрибуты богослужения. Кольца дарят на память и хранят в знак памяти; иногда они становятся фамильными реликвиями или семейным капиталом. К кольцу можно относиться как к простому украшению или как к священному талисману — в зависимости от этого его либо открыто демонстрируют, либо стараются спрятать от посторонних глаз. Перстень может оказаться тайником, в котором хранится смертоносный яд или какая-то крошечная вещица, подаренная любимым человеком. Иногда, надевая кольцо, человек тем самым хочет что- то рассказать о себе или намекнуть на какую-то историю. В рамках данной статьи нам, конечно же, не следует слишком углубляться в обсуждение этой увлекательной темы, тем более что кольца — это, пожалуй, самый популярный объект исследования в книгах, посвященных ювелирному искусству. Но тем не менее мы никак не можем пройти мимо того факта, что кольца, которые в представлениях их владельцев часто являются чем-то большим, чем просто украшениями, — скорее украшениями со смыслом и значением (Scarisbrick 2007: 276), — носят на пальцах, то есть на части человеческого тела, наделенной мощным дейктическим потенциалом. Подчеркнуть это стремятся современные дизайнеры и работающие в ювелирных салонах художники, создавая «перчатки» и «кольца» для пальцев. Два немецких дизайнера из компании Bless в 2008 году представили вниманию публики винтажные кольца, соединенные с вязаными шерстяными напалечниками — красными, черными, бежевыми. Если надеть их сразу на все пальцы, мы получим что-то вроде негатива митенок или «митенки наоборот» (Koning 2007: 154). Этот дизайн, соединивший в себе полуперчатки и кольца, воспринимается как осознанный вызов, брошенный в сторону Карла Лагерфельда, известного своей любовью к сочетанию кожаных митенок с надетыми поверх них серебряными перстнями. Эта любовь нашла отражение не только в облике самого модельера, но и в его работе — на подиумных показах дома Chanel, которые, как и в прежние времена, можно назвать демонстрацией невиданных высот портновского мастерства. Так реплики грубой байкерской одежды и отголоски «презренного» уличного стиля врываются в этот мир безупречной элегантности и холеных ногтей. Излагая свои воззрения о том, что такое стиль, Лагерфельд заявил, что девушка может прекрасно выглядеть даже в недорогом платье (при этом он имел в виду готовую одежду марки H&M), если будет содержать свои ногти в идеальном порядке.
Ногти
Как подметила Сьюзан Винсент, необходимость систематически скрывать тело под одеждой, которой человечество подчинялось на протяжении многих веков, привела к тому, что мы невольно заостряем внимание на лице и руках. В этом отношении весьма показательна тенденция идеализировать лицо и руки, которая прослеживается в литературе и живописи. На портретах, написанных на заре эпохи модерн, «кисти рук — столь часто противопоставляемые темному фону обрамляющей их одежды, — настойчиво притягивают взгляд самим своим видом: удлиненные, бледные, с такими тонкими пальцами» (Vincent 2009: 144-145). Долгое время ногти не должны были привлекать к себе особого внимания: предпочтение отдавалось естественному цвету, а слишком длинные ногти вызывали негативные ассоциации, достаточно вспомнить лишь всем известные картинки с ведьмами — старухами с длинными кривыми (особенно на указательном пальце) ногтями, а также вечный страх оказаться в когтях дьявола. Что касается цвета, то здесь уместно вспомнить леди Мэри Уортли Монтегю, которая в 1717 году, по пути в Константинополь, отправила из Адрианополя (Эдирне) письмо, где упомянула местных красавиц и некоторые их косметические процедуры: «Они красили ногти в розовый цвет; но, если говорить обо мне, то я так и не смогла по-настоящему пристраститься к этой моде, так как вовсе не нахожу ее красивой» (Montagu 2001: 49). На протяжении многих веков маникюр подразумевал под собой тщательный уход за ногтями: их подстригали, им придавали изящную форму и опрятный вид, их поверхность полировали, на них наносили различные пудры и кремы, чтобы заставить их сиять и придать им естественный розовый оттенок. Самое большее, на что претендовали изобретатели красителей для ногтей в Викторианскую эпоху и во времена Belle Epoque, — это слегка усилить естественный телесный оттенок; им и в голову не приходило замещать его какими-то новыми, радикально отличающимися цветами (Trumble 2010: 157-158). Перчатки начали постепенно сдавать позиции, когда в 1920-х годах в Америке и Европе стала распространяться мода на ярко накрашенные ногти (к этому же периоду относится и возрождение интереса к избыточно декоративному макияжу, который считался неприемлемым на протяжении всего XIX столетия). Длинные овальные, покрытые лаком ногти визуально удлиняли кисть руки — точно так же, как когда-то (особенно в XVI и XIX веках) это делали перчатки с неестественно вытянутыми тонкими пальцами. Иллюстрации в модных изданиях и рекламные плакаты 1940-х годов (когда перчатки все еще оставались одним из элементов показного шика) настойчиво привлекали внимание к рукам с длинными, ухоженными пальцами и изящными, тщательно обточенными и окрашенными в яркие цвета ногтями. Квинтэссенцией этой новой моды стали созданные Эльзой Скиапарелли в 1936-1937 годах перчатки из черной замши, дерзко украшенные ярко-красными «ногтями» из змеиной кожи; при этом агрессивная цветовая гамма и сама фактура выбранных материалов настойчиво взывали к совершенно определенному ассоциативному ряду: «зло — искушение — смертный грех — кровавая расплата». Носить эти перчатки предлагалось с придуманным в соавторстве с Сальвадором Дали и выдержанным в сюрреалистическом духе костюмом-двойкой, одним из декоративных элементов которого были карманы в форме небольших выдвижных ящиков (Blum 2004: 130-133). Изобретение и поставленное на поток производство офисного оборудования и бытовой техники, которую можно заставить работать простым нажатием кнопки, сделало кончик пальца своего рода центром вселенной, затмившим значимость самой руки. Обретение кончиком пальца этой новой универсальной функции — включать и выключать различные приборы — привело к тому, что блестящие, ярко накрашенные ногти стали чем-то наподобие сигнальных огней, подсвечивающих рекламные плакаты и ролики: поскольку реклама должна была воспроизводить повседневную рабочую или неформальную домашнюю обстановку, перчатки превратились в совершенно лишнюю деталь (Trumble 2010: 150). Разрабатывая новые оттенки губной помады, косметические фирмы заботятся о том, чтобы они сочетались с цветом лака для ногтей. Яркие, сочные губы и длинные накрашенные ногти — это неразрывная пара, которую нам систематически демонстрируют реклама и светская хроника. Начиная с 1990-х годов в рекламе широко используется стандартная схема — показывать зрителю вместо лица только губы модели, а вместо руки — один-единственный палец. Когда кончик пальца с покрытым ярким лаком ногтем прижимается к идеально накрашенным губам, это воспринимается как мощная синекдоха: накрашенные губы и ногти — это олицетворение женщины, почти ощутимый образ женственности, символизирующий физическую привлекательность и чувственность и даже воспринимающийся как метафорическое изображение сексуального контакта или половых органов. Мы уже обсуждали эту способность руки и пальцев замещать собой целую фигуру человека, когда говорили о черных перчатках. Кинематограф добавил гламурного блеска заимствованному из работ Тулуз- Лотрека графическому образу перчаток; теперь же один кадр может привлечь внимание одновременно к губам и ногтям. Художники- сюрреалисты и модельер Эльза Скиапарелли с одинаковым вниманием относились к синекдохическому потенциалу образа руки и старались в полной мере использовать его в своем творчестве, заставляя человеческую руку примерять на себя разные личины и воплощать в себе множественные смыслы. Так, на льняном жакете для вечернего выхода, созданном Эльзой Скиапарелли в 1937 году, вышит женский профиль по эскизу Жана Кокто13. Длинные светлые волосы этой «нарисованной» на ткани женщины спадают каскадом по всему правому рукаву, тогда как ее собственная рука, опущенная вдоль диагональной полы жакета, сгибается в локте и оканчивается кистью, в которой зажаты несколько синих лент (мотив, периодически повторяющийся в творческом лексиконе модельера) — как будто для того, чтобы прихватить жакет сбоку на талии. Ее ногти того же цвета, что и губы. Вышитая рука притягивает взгляд к расположенной на уровне талии застежке жакета и тем самым повышает эротический потенциал костюма. Другие дизайнеры, в гораздо меньшей степени прославившиеся умением создавать эффект trompe l'oeil и играть со смыслами, также сумели оценить глубину ассоциативного потенциала, которым обладает образ руки. Мне довелось видеть эскиз вечернего платья, созданный в 1937 году одним из ассистентов парижского кутюрье Робера Пиге. Оно было названо «Jeux de Mains» — «шаловливые руки». На рисунке — в качестве декоративных элементов платья — изображены две руки в темных перчатках, как будто обхватывающие фигуру из-за спины: одна тянется вниз по правому бедру, вторая «сжимает» левую грудь в районе соска. Аксессуаром, дополняющим это платье, должны были стать длинные черные перчатки14.
Кожа. Явление тела
В 1998 году «лицом» эффектной рекламной кампании часов класса люкс швейцарской фирмы Ebel стали руки известных музыкантов и звезд кино, которые фотографировал Ганс Гиссингер. Тогда среди прочих официальных представителей швейцарского бренда была и Мадонна, демонстрировавшая модель «Beluga 1911»15. Получившаяся в результате их совместной с Гиссингером работы картинка вполне соответствовала репутации этой женщины — противоречивой и не вписывающейся в рамки стереотипов. Кисти рук, сплошь татуированные хной, выглядели как манифест, попирающий западные каноны красоты. В контексте западной культуры категорически не принято наносить на лицо и руки декор, от которого невозможно быстро избавиться, в частности татуировки. Ведь лицо и руки — это наши посредники или инструменты, которые мы задействуем в процессе социального взаимодействия. И даже несмотря на то что наносить на тело татуировки снова стало модно, и этой моде теперь следуют не только мужчины, но и женщины, рисунок на руках, как правило, не опускается ниже запястья, а на теле не поднимается выше основания шеи. Таким образом, когда человек находится в формальной обстановке, например на работе, декорированные части тела остаются полностью скрытыми под одеждой — это позволяет избежать неловкости при социальном взаимодействии, сохранить приличия и поддерживать респектабельный внешний вид, который зависит в том числе и от того, как на нас смотрится одежда. (На протяжении долгого времени наличие перчаток было своеобразным индикатором респектабельности.) Мадонна не только нарушила этот неписанный закон, но пошла еще дальше, примерив на себя узоры, являющиеся ритуальными атрибутами свадебной церемонии народов Северной Африки. Мы до сих пор отчасти следуем древнему библейскому завету, согласно которому нельзя искусственно наносить на тело какие-либо отметины: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем, и не накалывайте на себе письмен.» (Левит 19: 28), в первую очередь распространяя это табу на кисти рук и в меньшей степени — на лицо. Создав свой провокационный и в то же время исполненный изящества портрет руки Мадонны, Гиссин- гер сумел ухватить и передать самую суть этой не имеющей канонического лика иконы, на протяжении многих лет надевающей на себя то одну, то другую маску. Сегодня мы имеем возможность открыто демонстрировать не только лицо и руки, но и другие части тела, которые, определенно, привлекают значительно больше внимания, чем кисть руки, — ноги, талию, грудь, губы. Кому же интересно детально рассматривать руки, если можно увидеть сразу все тело. И это вовсе не метафора и не преувеличение: по мере того как ткани становятся все более эластичными, тонкими и до известной степени прозрачными, одежда все более безжалостно и откровенно обнажает все части нашего тела, подчеркивая рельеф каждой мышцы, каждой складки, каждой выпуклости и каждого изгиба. Мысль о том, что одежда — это «вторая кожа», находит буквальное воплощение в облегающих фасонах. Существует масса способов, с помощью которых можно преобразить тело: макияж, занятия фитнесом, диеты и пластическая хирургия. Но, судя по всему, человечество до сих пор не изобрело радикальных методов, которые позволили бы на протяжении всей жизни поддерживать в идеальном состоянии руки и ногти, поэтому за ними приходится постоянно ухаживать, используя более традиционные средства — кремы и масла. Возможно, поэтому во многих фильмах и на многих фотографиях внимание камеры полностью сосредоточено на лицах героев, а их руки как будто спрятаны в тени. Лица и фигуры, запечатленные на фотографиях, все чаще подвергаются компьютерной обработке, иногда настолько глобальной, что кожа и конечности моделей приобретают совершенно неестественный, застывший, кукольный вид. Многие «богатые и знаменитые» отдают свои лица во власть пластических хирургов, стремясь стереть следы, оставленные прожитыми годами, и желая заново перекроить губы, носы и веки. И совсем не редки случаи, когда в результате такого вмешательства их черты приобретают налет той же неживой кукольной безмятежности. Но руки, благополучно избежавшие встречи со скальпелем, почти всегда выдают их секреты, не лучшим образом оттеняя «юное» лицо. И если цветной лак почти всегда способен скрыть следы поразивших ногти возрастных изменений и болезней, то никакой крем, даже наложенный очень толстым слоем, не может сотворить такого же чуда с руками. В наши дни на страницах глянцевых журналов полно фотографий моложавых на лицо знаменитостей с морщинистыми, усеянными пигментными пятнами руками, издевательски намекающими на их истинный возраст. Не странно ли, что в эпоху, когда тело и кожа человека превратились в объект постоянного, чрезвычайно пристального внимания, что заставляет нас искать все новые и новые способы их усовершенствования, руке позволено обходиться без перчатки, которая на протяжении стольких веков защищала ее не только от болезненных контактов с внешней средой, но и от любопытных взглядов. Впрочем, стоит ли сомневаться в том, что рано или поздно пластическая хирургия доберется и до этого «орудия орудий». Однако пока этого не случилось, руки будут выставлять напоказ все те недостатки, которые прежде так тщательно скрывали. Перевод с английского Екатерины Демидовой
Литература Аристотель 1976—Аристотель. Трактат «О душе», книга третья, глава 8 // Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976. Т. 1. www.psylib.ukrweb.net/books/arist01/txt03.htm#8. Blum 2004 — Blum D.E. Elsa Schiaparelli. Philadelphia Museum of Art / Musee de la Mode et du Textile. Paris, 2004. Bouillon 2002 — Bouillon C. La peau. Une enveloppe de vie. Gallimard Decouvertes 420, 2002. Brugger 2009 — Brugger M. Heimat. Stuttgart, 2009. Charles-Roux 1996 — Charles-Roux E. Le Temps Chanel. Chene-Grasset,1996. Cummings 1982 — Cummings V. Gloves. London, 1982. Dior 2007 — Dior: 60 annees hautes en couleurs, Petit Dictionnaire de la mode, Musee Christian Dior, Versailles / Granville, 2007. Edelman 2003 — Edelman A.H. The Little Black Dress. London, 2003. Erasmus 1530 — Desiderius Erasmus. De Civilitate Morum Puerilium (1530) // Literary and Educational Writings 3, Collected Works of Erasmus. Toronto: University of Toronto Press, 1974-2008, XXV. Franklin 1785 — Franklin B. Petition of the Left Hand. A Petition To Those Who Have The Superintendency Of Education, 1785. franklinpapers.org/franklin/framedVolumes.jsp. Gebauer 2002 — Gebauer G. "Main", Traite d'anthropologie historique // Philosophies, histoires, cultures, sous la direction de Christoph Wulf. Paris, 2002. Hertz 1970 — Hertz R. La preeminence de la main droite. Etude sur la polarite religieuse // Hertz E. Sociologie religieuse et folklore. Paris, 1970. Koning 2007 — Koning G. Gloves // Teunissen J. (ed.). Fashion and Accessories. Arnhem, 2007. Le Breton 1992 — Le Breton D. La sociologie du corps. Paris, 1992. Montagu 2001 — Lady Mary W. Montagu. Lettres turques, presentees par V. von der Heyden-Rynsch. Mercure de France, 2001. Scarisbrick 2007 — Scarisbrick D. Rings. Jewelry of power, love and loyalty. Thames & Hudson, 2007. The Whole Art of Dress 1830 — The Whole Art of Dress or the Road to Elegance and Fashion. by a Cavalry Officer. London, 1830. Trumble 2010 — Trumble A. The Finger. A handbook. N.Y., 2010. Vincent 2009 — Vincent S.J. The Anatomy of Fashion. Dressing the Body from the Renaissance to Today. Oxford; N.Y., 2009.
Примечания 1) Метафорическое выражение «hand and glove», или «hand in glove», подразумевает очень близкую связь или тесное взаимодействие. 2) Согласно «Словарю моды» Кристиана Диора, впервые опубликованному в 1954 г. в Лондоне и Берлине (Dior 2007: 49, 51). 3) См.: Гебауэра (Gebauer 2002: 488), который ссылается на Герца (Hertz 1970). 4) См.: Trumble 2010: 120-122, 125, 129. 5) См.: Cummings 1982: 55, 58. 6) Выдержка из The Whole Art of Dress 1830. Цит. по: Vincent 2009: 137. 7) См.: Scarisbrick 2007: 276. 8) См.: Trumble 2010: 137-138. 9) См.: Charles-Roux 1996: 109, и фотографии на с. 11, 125. См.: Trumble 2010: 117. 10) Цитата заимствована из очерка об Иветт Гильбер, размещенного на сайте вашингтонской Национальной галереи искусств: www.nga.gov/exhibitions/2005/toulouse/guilbert.shtm. 11) См. материалы, посвященные образу Иветт Гильбер на официальном сайте Музея Тулуз-Лотрека в Альби: www.musees-midi-pyrenees.fr/encyclopedie/themes/peinture-sculpture/toulo.... 12) См.: www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/80092228?rpp=20&pg=..., а также Blum 2004: 140-141. 13) Рисунок хранится в Musee suisse de la Mode — MuMod (Швейцарском музее моды) в Ивердоне. Куратор экспозиции Анна Лина Корда оказала мне любезность, обратив на него мое внимание. Рисунок датирован августом 1937 г. 14) См.: www.earthhenna.com/print-ad-for-ebel-watches-c100.html и www.advertolog.com/ebel/print-outdoor/madonnaher-beluga-2741405. Вернуться назад |