ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Чай и борьба за всеобщее избирательное право

Джессика Сьюэл
Чай и борьба за всеобщее избирательное право


21 октября 2012

Джессика Сьюэл (Jessica Sewell) — преподаватель Бостонского университета, специалист по истории искусства, истории Америки и американской материальной культуре, архитектуре и тендерным исследованиям. Автор ряда статей о гендере и урбанизме.

 

Статья впервые опубликована в журнале Food, Culture and Society (2008. Vol. 11.4. Pp. 487—507

 

Введение

 

В 1912—1913 годах чайная компания Lipton (Lipton Tea Company) раз­местила в газете The Woman Voter серию написанных в стихах ре­кламных объявлений, где чаепития были представлены как нечто напрямую связанное с деятельностью движения суфражисток. Было среди них и такое:

Dear Ladies: If you'd win the men
Round to your way of thinking
Discuss the question now and then
Across the table drinking
Lipton's Tea1.

(Уважаемые дамы! Если вы хотите, чтобы мужчины согласились с ва­шей точкой зрения, сегодня и впредь обсуждайте с ними все вопросы за столом — за чашкой чая Lipton.)

 

Какую взаимосвязь представители компании Lipton увидели меж­ду чаем и деятельностью суфражисток? Почему эта взаимосвязь по­казалась им достаточно прочной и очевидной, чтобы ее можно было положить в основу рекламной кампании? И почему рекламе других предметов и продуктов, так или иначе связанных с чаем, в суфражист­ских периодических изданиях отводилось особое место? Чашки и про­чая посуда с надписью «Право голоса — женщинам!» (Votes for Women!) от компании Art China Import Co. и особое печенье к чаю под маркой Suffragette Crackers были теми немногими коммерческими товарами, которые рекламировались в The Women's Journal и The Woman Voter и на которые были нанесены откровенные суфражистские лозунги. К числу остальных «товаров» с суфражистскими лозунгами обычно относились только агитационные значки и открытки, которые изготав­ливались специально по заказу суфражистских организаций; выруч­ка от их продажи шла в фонд поддержки движения за эмансипацию, в то время как «суфражистские» товары для чаепития продавались на коммерческой основе — ради прибыли2.

Почему же чай занимал особое положение в глазах активисток дви­жения за эмансипацию на заре XX века? В данной статье будут иссле­дованы эти особые взаимосвязи между чаем и суфражистским движе­нием в контексте развернувшейся в 1911 году в Калифорнии кампании в поддержку всеобщего избирательного права. Здесь будут приведе­ны аргументы, доказывающие, что суфражистки действительно экс­плуатировали в собственных целях — иногда намеренно, а иногда и неосознанно — ту особую репутацию, которая закрепилась за чаем к началу XX века. Свое мнение на этот счет высказывали многие жур­налисты того времени. 11 августа 1911 года в газете San Francisco Call появилась статья, озаглавленная «Усилия женщин Калифорнии затми­ли Бостонское чаепитие» (Boston Tea Party is Far Eclipsed by California Women). В этой статье, как и в целом ряде заметок в других газетах Сан-Франциско, а также в New York Times и суфражистских перио­дических изданиях говорилось об особой любви к чаю, охватившей политически активных женщин3. Чай постоянно упоминался как не­отъемлемая часть общественных собраний, работы, ведущейся в штаб- квартирах суфражистского движения, и мероприятий по сбору средств; его называли «суфражистским продуктом», и ни один другой предмет, ни одна другая субстанция не вызывали столь же прочных ассоциаций с борьбой женщин за избирательные права. Калифорнийские суфра­жистки прибегали к услугам чая везде, где только могли: в собственных гостиных они устраивали домашние чаепития «в интересах дела», но с тем же успехом они извлекали из чая коммерческую выгоду, прода­вая его в виде готового напитка в чайных, которые сами же и откры­вали, или упаковками на ярмарках, в универмагах и других торговых заведениях.

Используя чай разными способами и в разных контекстах, кали­форнийские суфражистки всячески подчеркивали множественность его символических значений, среди которых можно назвать привер­женность семейным ценностям и верность домашнему очагу, жен­ственность, незапятнанную чистоту, элитарность и даже современный взгляд на вещи.

 

(Продолжение статьи можно прочесть в печатной версии журнала)


Вернуться назад