ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Из фрагментов — целое

Марсия Пойнтон
Из фрагментов — целое


21 октября 2012

Vincent S.J. The Anatomy of Fashion: Dressing the Body from the Renaissance to Today.
Oxford: Berg Publishers, 2009. 256 pp.

 

В своей новой книге Сьюзан Винсент, автор книги «Одежда элиты: ан­глийское платье в XVI-XVIII веках» (Dressing the Elite: Clothes in Early Modern England. Berg, 2003), снова доказывает, что на том или ином эта­пе истории понимание моды, как и эволюции портняжного мастерства и одежды, невозможно без осознания ведущей роли тела, для которого предназначалась одежда. Об отношениях между человеческим телом и его материаль­ным окружением в прошлом остается лишь догадываться: одежды, бывшей в ходу ранее XIX века, почти не сохранилось, и, несмотря на все усилия реставраторов, нам сейчас трудно представить себя на месте человека, вращавшегося в обществе 400 лет назад.

Опираясь на данные антропологии, исто­рии медицины, а также на ряд в основном письменных источников, автор ставит пе­ред собой задачу рассмотреть эту проблему с точки зрения отношений между телесным и материальным в истори­ческом развитии. Хотя в названии книги фигурирует слово «мода», чи­татель не встретит у Винсент всеобъемлющих теорий моды или рассу­ждений о таких абстрактных понятиях, как стиль. «Почему — не всегда уместный вопрос» в моде — предупреждает она в предисловии и далее цитирует слова Джоан Энтуисл: «Одежду необходимо понимать как обусловленную обстоятельствами практику, которая возникает в по­вседневной жизни под воздействием сложных социальных сил и инди­видуальных предпочтений». Это смелое исследование стоит внимания не только специалистов по истории одежды и моды, но и всех тех, кто интересуется методами изучения истории материальной культуры.

Слово «анатомия» у Винсент неслучайно, поскольку вместо того, чтобы представить результаты медицинского опроса (или рентгенов­ский снимок), она производит вскрытие тел разных исторических пе­риодов и берется растолковать открывшиеся внутренности. Разделяя, по-видимому, ее отношение, издатель снабдил книгу обложкой, на ко­торой, словно многослойное мороженое, с помощью трех полосок, сде­ланных из иллюстраций, изображено андрогинное тело. Посвященная анализу фрагментов, книга носит заведомо фрагментарный характер, но наряду с этим она крайне удачно организована в соответствии с той частью мужского или женского тела, которую было модно подчерки­вать в то или иное время в Англии. Да, пусть вас не обманет название: речь в книге идет исключительно об Англии, и преимущественно об английской метрополии.

В первой главе, «Голова и шея», автор рассматривает парики, при­чески и шейные украшения. Есть также дополнение о жестких крах­мальных воротниках, но более полную картину читатель может по­лучить, заглянув в специальный раздел, посвященный воротникам, в предыдущей работе Винсент.

Далее, вторая глава, спускаясь ниже, обращается к груди и талии c разделами об «укрощении» мягкой плоти посредством пресловутых женских и мужских корсетов и о прочих — помимо придания строй­ности фигуре — преимуществах их ношения. Так, корсет был защитой для скелета, способствовал — как считалось — улучшению работы го­ловного мозга и всего тела, а также служил средством получения ауто- эротического удовольствия. В качестве примеров в тексте приведены карикатуры, изображающие мужчин в корсетах, хотя лучшую иллю­страцию, передающую жалкость и нелепость стареющего мужчины, который пытается таким образом выглядеть моложе, представляет не графическое искусство, а роман Бальзака «Кузина Бетта» (1846), ока­завшийся за пределами кругозора Сьюзан Винсент.

Третья глава носит название «Бедра и ягодицы» (хотя Винсент пред­почитает просторечное слово «зад») и посвящена одежде, зрительно увеличивающей размер этих частей тела, что нашло наивысшее выра­жение в кринолинах времен королевы Виктории. Целый раздел посвя­щен социальному и сексуальному значению обширных юбок. От себя добавлю, что в подростковом возрасте я была гордой обладательницей нейлоновой нижней юбки на фижмах и могу с полным правом утверж­дать, что такие юбки таят в себе скрытую угрозу: стоит неосторожно сесть и юбка взлетает выше головы.

В главе четвертой речь идет о гениталиях и ногах. Автор уделяет особое внимание истории брюк, «одежды, определяющей гендер», гульфикам, а также говорит о том, что значит «одеваться по-дурацки» (это в основном касается женщин в брюках).

В главе пятой — самой оригинальной — говорится о коже: о ее об­наженности и закрытости. Предметно обсуждаются ее белизна, а так­же маски и перчатки.

 

(Продолжение статьи читайте в печатной версии журнала)


Вернуться назад