ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Пуаре в Кремле

Раиса Кирсанова
Пуаре в Кремле


21 октября 2012

Пуаре — король моды.

Успенская звонница, Одностолпная палата Московского Кремля, Москва. 7 сентября 2011 — 15 января 2012

 

Выставка «Пуаре — король моды», открывшаяся 7 сентября 2011 года в Выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палаты Па­триаршего дворца Московского Кремля, во многом символична. Всту­пая на территорию Московского Кремля, посетители выставки видят то, что сто лет назад поразило воображение знаменитого парижанина Поля Пуаре, начавшего триумфальное международное турне с посе­щения Москвы и Петербурга.

Великолепие увиденного ровно сто лет тому назад так врезалось в память тонкого ценителя искусства, что не было им забыто и двадцать лет спустя. Кремль и Москва нашли свое отражение в воспоминани­ях Поля Пуаре «Одевая эпоху», увидевших свет в 1930 году. А ведь за эти годы он пережил и оглушительный успех, и забвение, приведшее к полному разорению некогда процветавшего Дома.

Название выставки повторяет название экспозиции, развернувшей­ся в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) с 9 мая по 5 августа 2007 года. В каталог выставки вошли статьи разных авторов и изображения неко­торых костюмов, приобретенных Музеем Метрополитен на аукционе 2005 года. Это гардероб Денизы Пуаре, урожденной Буле, супруги ма­стера. Но можно говорить и о коллекции, поскольку Дениза, расстав­шись с мужем, с его разрешения взяла с собой и некоторые его костюмы, аксессуары, архив. Между тем на этом сходство между нью-йоркской и московской экспозициями заканчивается. Концепция и экспозиция московской выставки абсолютно самостоятельны, поэтому в каталог была включена статья «Пуаре в России», поскольку даже упоминания о показах и лекциях в Москве и Петербурге в 1911 году (с которых на­чалось турне по Европе) в американском издании не было.

Главный хранитель парижского Музея Гальера (Парижского город­ского музея моды) Софи Гроссьор, присутствовавшая на московском вернисаже, сказала в частной беседе, что сведениями о пребывании Пу- аре в России, а также сведениями о русских художниках, иллюстриро­вавших его модели в La Gazette du Bon Ton, они не располагают.

Устроители нью-йоркской экспозиции прибегли к очень эффектно­му принципу показа, уже неоднократно использовавшемуся на «ко­стюмных» выставках. В частности, на «Опасных связях», посвященной костюму и мебели XVIII столетия и развернутой в Музее Метрополитен с 29 апреля по 6 сентября 2004 года. Каждый костюм был представлен в окружении мебели, живописи, фарфора, гравюр и различных аксес­суаров того времени. Пуаре, истинный художник, не ограничивался созданием нарядов, и в Музее Метрополитен все его произведения де­монстрировались в окружении тех предметов, что явились плодом его творческих начинаний; кроме того, единство стиля в нарядах и оформ­лении среды бытования нового идеала красоты усиливает художе­ственное начало созданного мастером. Здесь самое время сказать, что еще в 1908 году, заказав свой первый рекламный альбом Полю Ирибу, Пуаре получил изображение своих платьев в элегантных интерьерах, а позднее в журнале La Gazette du Bon Ton — в садах, театре, баре, на яхтах или в сельских двориках. Лучший иллюстратор моды в XIX веке Поль Гаварни (1804-1866), сотрудничавший в журнале La Mode, вводил в свои рисунки отдельные элементы — кресла, подставки для тростей и зонтов, полностью соответствуя позиции журнала, заключавшейся в том, что элегантность не только щепетильное следование моде в ко­стюме, но и стиль жизни.

Московская экспозиция, разместившаяся в средневековых интерье­рах, устроена совсем по-другому . Про­зрачные высокие витрины можно обойти со всех сторон, чтобы увидеть особенности кроя, отделки и орнаментов, а флаконы духов фирмы Пуаре, многочисленные аксессуары, шкатулки и прочее, чем можно лю­боваться, не обходя экспонаты, выставлены в низких витринах. Каталог выставки в Музее Метрополитен включал модели в разных ракурсах, поскольку обойти их из-за особенностей экспозиции было нельзя. Мод­ная гравюра, периодические издания, освещавшие пребывание мэтра в России, кино- и фотодокументы дают представление о творческом темпераменте и масштабе яркой творческой личности. Сценограф, по­становщик, актер, создатель новой моды и даже парфюмер, организо­вавший производство собственных духов и создававший для них изы­сканные флаконы и упаковки, опередил многих и задал направление развития модной индустрии во всех сферах — от весьма изощренных способов рекламы до привлечения профессиональных художников для создания тканей, орнаментов и отделок.

Поль Пуаре явился реформатором костюма, художником, заложив­шим основы моды будущего, чутко воспринимая все художественные новинки, потребности женщин, жаждавших новых ощущений от пу­тешествий и спорта, всего того, что называют дыханием времени и что нашло свое отражение в его модных коллекциях. Пуаре первым отка­зался от каркаса, формирующего модную фигуру. Корсет, долгое время бывший объектом обсуждения медиками, писателями (см. рассказ Ги де Мопассана «Мать уродов»), исчез благодаря Пуаре. Его любимая жена и модель, стройная и худощавая от природы, Дениза впервые появи­лась на публике в платье, никак не стеснявшем движения, в 1906 году. Этот наряд, «Лола Монтес», обсуждался публикой и оброс мифами. Говорили, что дама без корсета нарушает все мыслимые приличия, ее считали раздетой. Надеть такой наряд могли только столь же стройные и изящные, как жена кутюрье, дамы. Среди любимых клиенток Пуаре были Сара Бернар, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, маркиза Ка- зати, Пэгги Гуггенхайм, Жозефина Бейкер, Мистингет. Одной из его русских клиенток была московская красавица Анна Бурышкина, пор­трет которой работы Н. Ульянова показан на выставке в Москве. Бу- рышкина, как и европейские клиентки Дома, обладала фигурой, про которую во время визита Пуаре в Россию в московских газетах писа­ли — «дудочка». Портретист много размышлял о костюме, и одно его рассуждение вполне применимо к творческому темпераменту Пуаре. «Общая композиция костюмов — это есть оркестровка отдельных ин­струментов, подчиненных основной идее капельмейстера, композитора, как и картина, чьи отдельные части слагаются по ведомой живописцу архитектонике», — писал Ульянов в эссе о костюмах, опубликованном впервые в 1928 году в журнале «Советский театр».

Новый идеал красоты, сформулированный и растиражированный Пуаре, спровоцировал самые неожиданные изобретения — Елена Рубинштейн (1870-1965), одна из клиенток модельера, создала соль для ванн для борьбы с ленивыми мышцами, а худоба стала признаком аристократизма и истинной элегантности. Лишь создатели корсетов не одобрили новую моду и объявили ей войну из-за экономических соображений.

А затем появились «гаремные шаровары», «хромые» юбки, духи и необычные ткани. Он вдохновлялся театром, кинематографом, худо­жественными выставками, устраивал роскошные костюмированные праздники.

Покровитель художников и коллекционер, Пуаре способствовал по­явлению необычного модного журнала La Gazette du Bon Ton. В нем работали Поль Ириб, исполнитель первого рекламного альбома Пуаре, и Жорж Лепап, автор второго. Модные «картинки» той эпохи тщатель­но, с фотографической точностью воспроизводили многочисленные детали кроя и отделок. Причудливо изогнутые фигуры все же остава­лись статичными. Сам Пуаре в начале своего творческого пути рисовал точно так же. Художественный вкус заставил модельера обратиться к профессиональным художникам для создания своих рекламных альбо­мов — ему требовались атмосфера, стиль. Он изучал модные гравюры эпохи ампира в Доме Жака Дусе, у которого начал свою профессио­нальную деятельность; осваивал искусство общения с клиентами в Доме Ворта; наблюдал за работой актрис на сцене и их пластикой в жизни, что позволило ему обучить своих манекенщиц искусству держаться на показах, — специальных подиумов («языков») тогда еще не было.

На московской выставке представлены экспонаты из Музея Гайлера, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Международного музея пар­фюмерии в Грасе (Франция) и Государственного Эрмитажа (Санкт- Петербург). Участие Музея Метрополитен нельзя не оценить. Это отразилось в составе каталога, в воспроизведении экспонатов амери­канской выставки и в возможности увидеть на экране материалы вы­ставки в Музее Метрополитен.


Вернуться назад