ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Пуаре в Кремле Раиса Кирсанова
|
Пуаре — король моды.
Выставка «Пуаре — король моды», открывшаяся 7 сентября 2011 года в Выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца Московского Кремля, во многом символична. Вступая на территорию Московского Кремля, посетители выставки видят то, что сто лет назад поразило воображение знаменитого парижанина Поля Пуаре, начавшего триумфальное международное турне с посещения Москвы и Петербурга. Великолепие увиденного ровно сто лет тому назад так врезалось в память тонкого ценителя искусства, что не было им забыто и двадцать лет спустя. Кремль и Москва нашли свое отражение в воспоминаниях Поля Пуаре «Одевая эпоху», увидевших свет в 1930 году. А ведь за эти годы он пережил и оглушительный успех, и забвение, приведшее к полному разорению некогда процветавшего Дома. Название выставки повторяет название экспозиции, развернувшейся в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) с 9 мая по 5 августа 2007 года. В каталог выставки вошли статьи разных авторов и изображения некоторых костюмов, приобретенных Музеем Метрополитен на аукционе 2005 года. Это гардероб Денизы Пуаре, урожденной Буле, супруги мастера. Но можно говорить и о коллекции, поскольку Дениза, расставшись с мужем, с его разрешения взяла с собой и некоторые его костюмы, аксессуары, архив. Между тем на этом сходство между нью-йоркской и московской экспозициями заканчивается. Концепция и экспозиция московской выставки абсолютно самостоятельны, поэтому в каталог была включена статья «Пуаре в России», поскольку даже упоминания о показах и лекциях в Москве и Петербурге в 1911 году (с которых началось турне по Европе) в американском издании не было. Главный хранитель парижского Музея Гальера (Парижского городского музея моды) Софи Гроссьор, присутствовавшая на московском вернисаже, сказала в частной беседе, что сведениями о пребывании Пу- аре в России, а также сведениями о русских художниках, иллюстрировавших его модели в La Gazette du Bon Ton, они не располагают. Устроители нью-йоркской экспозиции прибегли к очень эффектному принципу показа, уже неоднократно использовавшемуся на «костюмных» выставках. В частности, на «Опасных связях», посвященной костюму и мебели XVIII столетия и развернутой в Музее Метрополитен с 29 апреля по 6 сентября 2004 года. Каждый костюм был представлен в окружении мебели, живописи, фарфора, гравюр и различных аксессуаров того времени. Пуаре, истинный художник, не ограничивался созданием нарядов, и в Музее Метрополитен все его произведения демонстрировались в окружении тех предметов, что явились плодом его творческих начинаний; кроме того, единство стиля в нарядах и оформлении среды бытования нового идеала красоты усиливает художественное начало созданного мастером. Здесь самое время сказать, что еще в 1908 году, заказав свой первый рекламный альбом Полю Ирибу, Пуаре получил изображение своих платьев в элегантных интерьерах, а позднее в журнале La Gazette du Bon Ton — в садах, театре, баре, на яхтах или в сельских двориках. Лучший иллюстратор моды в XIX веке Поль Гаварни (1804-1866), сотрудничавший в журнале La Mode, вводил в свои рисунки отдельные элементы — кресла, подставки для тростей и зонтов, полностью соответствуя позиции журнала, заключавшейся в том, что элегантность не только щепетильное следование моде в костюме, но и стиль жизни. Московская экспозиция, разместившаяся в средневековых интерьерах, устроена совсем по-другому . Прозрачные высокие витрины можно обойти со всех сторон, чтобы увидеть особенности кроя, отделки и орнаментов, а флаконы духов фирмы Пуаре, многочисленные аксессуары, шкатулки и прочее, чем можно любоваться, не обходя экспонаты, выставлены в низких витринах. Каталог выставки в Музее Метрополитен включал модели в разных ракурсах, поскольку обойти их из-за особенностей экспозиции было нельзя. Модная гравюра, периодические издания, освещавшие пребывание мэтра в России, кино- и фотодокументы дают представление о творческом темпераменте и масштабе яркой творческой личности. Сценограф, постановщик, актер, создатель новой моды и даже парфюмер, организовавший производство собственных духов и создававший для них изысканные флаконы и упаковки, опередил многих и задал направление развития модной индустрии во всех сферах — от весьма изощренных способов рекламы до привлечения профессиональных художников для создания тканей, орнаментов и отделок. Поль Пуаре явился реформатором костюма, художником, заложившим основы моды будущего, чутко воспринимая все художественные новинки, потребности женщин, жаждавших новых ощущений от путешествий и спорта, всего того, что называют дыханием времени и что нашло свое отражение в его модных коллекциях. Пуаре первым отказался от каркаса, формирующего модную фигуру. Корсет, долгое время бывший объектом обсуждения медиками, писателями (см. рассказ Ги де Мопассана «Мать уродов»), исчез благодаря Пуаре. Его любимая жена и модель, стройная и худощавая от природы, Дениза впервые появилась на публике в платье, никак не стеснявшем движения, в 1906 году. Этот наряд, «Лола Монтес», обсуждался публикой и оброс мифами. Говорили, что дама без корсета нарушает все мыслимые приличия, ее считали раздетой. Надеть такой наряд могли только столь же стройные и изящные, как жена кутюрье, дамы. Среди любимых клиенток Пуаре были Сара Бернар, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, маркиза Ка- зати, Пэгги Гуггенхайм, Жозефина Бейкер, Мистингет. Одной из его русских клиенток была московская красавица Анна Бурышкина, портрет которой работы Н. Ульянова показан на выставке в Москве. Бу- рышкина, как и европейские клиентки Дома, обладала фигурой, про которую во время визита Пуаре в Россию в московских газетах писали — «дудочка». Портретист много размышлял о костюме, и одно его рассуждение вполне применимо к творческому темпераменту Пуаре. «Общая композиция костюмов — это есть оркестровка отдельных инструментов, подчиненных основной идее капельмейстера, композитора, как и картина, чьи отдельные части слагаются по ведомой живописцу архитектонике», — писал Ульянов в эссе о костюмах, опубликованном впервые в 1928 году в журнале «Советский театр». Новый идеал красоты, сформулированный и растиражированный Пуаре, спровоцировал самые неожиданные изобретения — Елена Рубинштейн (1870-1965), одна из клиенток модельера, создала соль для ванн для борьбы с ленивыми мышцами, а худоба стала признаком аристократизма и истинной элегантности. Лишь создатели корсетов не одобрили новую моду и объявили ей войну из-за экономических соображений. А затем появились «гаремные шаровары», «хромые» юбки, духи и необычные ткани. Он вдохновлялся театром, кинематографом, художественными выставками, устраивал роскошные костюмированные праздники. Покровитель художников и коллекционер, Пуаре способствовал появлению необычного модного журнала La Gazette du Bon Ton. В нем работали Поль Ириб, исполнитель первого рекламного альбома Пуаре, и Жорж Лепап, автор второго. Модные «картинки» той эпохи тщательно, с фотографической точностью воспроизводили многочисленные детали кроя и отделок. Причудливо изогнутые фигуры все же оставались статичными. Сам Пуаре в начале своего творческого пути рисовал точно так же. Художественный вкус заставил модельера обратиться к профессиональным художникам для создания своих рекламных альбомов — ему требовались атмосфера, стиль. Он изучал модные гравюры эпохи ампира в Доме Жака Дусе, у которого начал свою профессиональную деятельность; осваивал искусство общения с клиентами в Доме Ворта; наблюдал за работой актрис на сцене и их пластикой в жизни, что позволило ему обучить своих манекенщиц искусству держаться на показах, — специальных подиумов («языков») тогда еще не было. На московской выставке представлены экспонаты из Музея Гайлера, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Международного музея парфюмерии в Грасе (Франция) и Государственного Эрмитажа (Санкт- Петербург). Участие Музея Метрополитен нельзя не оценить. Это отразилось в составе каталога, в воспроизведении экспонатов американской выставки и в возможности увидеть на экране материалы выставки в Музее Метрополитен. Вернуться назад |