ИНТЕЛРОС > №22, 2011-2012 > Дневник Анни Лейбовиц

Елена Игумнова
Дневник Анни Лейбовиц


21 октября 2012

Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа 1990-2005.

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 11 октября 2011 — 15 января 2012

 

Проходящая в Отделе личных коллекций выставка — не звездная ре­троспектива, а в большей степени дневник, фиксация разных момен­тов и сторон жизни знаменитого фотографа. Она охватывает пятнад­цать лет официальной работы для глянца и показанной без прикрас частной жизни Лейбовиц, ее семьи и близких. Основой «Жизни фото­графа» стал одноименный альбом, собранный Анни Лейбовиц в 2006 году после ухода из жизни двух самых близких для нее людей — отца и Сьюзан Зонтаг, известного американского культуролога и ее подру­ги. Выставка уже пять лет путешествует из страны в страну, и первыми посмотреть на этот искренний фотодневник смогли петербуржцы — летом снимки показывали в Эрмитаже. К московскому варианту Анни Лейбовиц добавила несколько работ, которые еще нигде не выставля­лись.

Сценарий экспозиции следует разным сторонам жизни — на одной стене плотно развешенные фотографии из личного архива: семья, мама и папа. На противоположной — портреты знаменитостей, заказанные модными журналами. Их меньше, на стене есть пустоты, и это раз­весочная «оговорка» — рассказ о том, что больше волновало Лейбовиц в тот момент: беременность и роды, болезни и смерть близких. Это со­поставление жанров на деле оборачивается не моралите об иллюзор­ности гламура и вечности простых вещей — оно передвигает тради­ционную иерархию. Бытовые сюжеты домашних съемок в этот момент жизни Лейбовиц превращает из низкого жанра в высокий, не претендуя на дополнительные смыслы, рассказывая о жизни — какова она есть. О жизни, полной радости и очарования повседневных забот, о грусти от болезни близких и трагедии их смерти. Одна из самых важных вещей во всех ее снимках — простота компоновки. Даже в постановочных съем­ках для глянца композиции не перегружены деталями — суть и смысл не в аксессуарах и их расстановке, а в ухваченной ситуации и главных героях. Развешенные как «контрольки» небольшие личные снимки фо­кусируются на вещах, которые кажутся повседневными, но они и есть настоящая жизнь: бытовые сценки на пляже, родные в саду, праздники и встречи, болезни и расставания, смерть и рождение. Собранные для книги снимки стали терапией для самой Лейбовиц. После последовав­ших друг за другом угасания и смерти Сьюзан Зонтаг, а потом и отца она решилась выставить фотографии, которые не каждый смог бы по­казывать публично — болезнь родных, смерть и последние дни перед погребением, родильную палату и рождение ее дочерей.

Параллельно проходит «официальная» история Анни Лейбовиц — работы для глянца (журналов Rolling Stone, Vanity Fair, Vogue). И в этом мире тотальной иллюзии и тиражированных грез Лейбовиц находит подлинную суть и неожиданные черты своих героев — обнажившей голову королевы Елизаветы, красоты будущего материнства Деми Мур, представшего в женском амплуа «верхней» балерины Михаила Барышникова, подуставшего от романтического ореола Леонардо ди Каприо времен «Титаника» с белым лебедем на шее. В стилизованных постановочных фотопортретах Лейбовиц очеловечивает своих моделей, переводя их из мира глянцевых икон в более близкий план. Фокус — в близком и живом фокусе, который почти всегда делает ее персона­жей живее, чем они кажутся.


Вернуться назад