Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013

Джуди Пак
От однотипной одежды к однотипному мышлению: школьная Форма и требования к внешнему виду в средних и старших классах Южной Кореи
Просмотров: 1230

Джуди Пак (Judy Park) — генеральный директор «Ателье 11» (Atelier Eleven,www.ateliereleven.com), читает лекции по дизайну одежды в корейских университетах Сонгюнгван, Инха и Национальном открытом университете Кореи. Магистерскую и докторскую степени по конструированию одежды и текстильному делу получила в Национальном университете Сеула.

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2013. Vol. 17.2)

 

Введение

Жители Южной Кореи многое знают и умеют, их страна отличается интересной культурой, в том числе прекрасными танцами, модой, ис­кусством и традициями. Однако корейцы в целом не проявляют осо­бенных способностей к творчеству. Более того, в недавнем страновед­ческом исследовании Корея заняла пятое место из тридцати трех по степени ригидности общества. Другими словами, корейцам свойствен­но настороженно относиться к тому, как их воспринимают другие и общество в целом, и им трудно проявлять креативность в атмосфере подобного напряжения (Kim Do-hyoung 2011).

Были высказаны разные точки зрения на причины негибкости ко­рейского общества и недостаточного созидательного потенциала его членов. Некоторые считают, что корейской образовательной системе не хватает внимания к творчеству и развитию соответствующих навы­ков, другие полагают, что корейцы учат своих детей жить «безопасной» жизнью, усердно работая на большую компанию и не предпринимая рискованных шагов по поиску чего-то нового, а третьи даже утверж­дают, что корейцы по природе своей не так креативны, как, например, американцы или европейцы. Эта идея поддержана наблюдением за ко­рейскими детьми, обучающимися за границей: они часто показывают отличные результаты в математике и информатике, в отличие от теа­тральных студий или спортивных занятий, на которых ведут себя за­стенчиво и не хотят покидать привычную зону комфорта.

Как же влияет на креативность учеников школьная форма? Способ­ность к творчеству, как и другие возможности мозга, во многом разви­вается в школьные годы, а манеру одеваться часто связывают с выраже­нием этой способности. Несмотря на приведенное выше наблюдение о корейских школьниках за границей, замечено, что учащиеся с подоб­ным опытом демонстрируют большую креативность, чем их товари­щи, которые провели в Южной Корее всю жизнь. Возможно, описан­ное выше поведение объясняется не фундаментальными свойствами корейской натуры, а неловкостью, которую дети-корейцы чувствуют, обнаружив себя за границей в меньшинстве. В конце концов, дети от смешанных браков, которые ходят в школы Южной Кореи, где более 90 % детей — корейцы, кажутся не менее застенчивыми, чем корейские дети за границей. В таком случае можно предположить, что корейцы рождаются с тем же творческим потенциалом, что и жители любой другой страны, но влияние среды пробуждает в них черты, которые создают ощущение нехватки этого потенциала. Развивая эту гипотезу применительно к корейским школьникам, живущим в Корее, можно выдвинуть следующее предположение: поскольку эти дети носят фор­му большую часть дня почти ежедневно и поскольку одежда является одним из самых непосредственных способов самовыражения, школьная форма играет роль в ограничении творческого потенциала учащихся. Эта тема представляет собой интересный предмет для исследования, особенно в Южной Корее, где вплоть до 1980-х годов законы предпи­сывали фактически одинаковую для всех школ форму. Она и по сей день выглядит довольно единообразно, а школы вводят дополнитель­ные требования к внешнему виду, описывающие все — от прически до макияжа, обуви и аксессуаров. Например, в старших и средних клас­сах многих школ учащимся не разрешают отращивать волосы больше определенной длины, завивать или красить их и использовать средства для укладки, такие как лак, гель или воск.

В настоящей статье мы попытались понять, действительно ли школь­ная форма и другие требования к внешнему виду оказывают влияние на оценки и креативность корейских детей. Кроме того, мы постара­лись изучить и задокументировать отношение к форме самих школь­ников и их предпочтения в вопросах ее дизайна, а также выявить по­ложительные и отрицательные последствия существования формы и прочих требований.

Методологически работа включала исследования традиционных документов, материалов в Интернете и целевых опросов групп. Изу­чение документов осуществлялось на материале книг, статей, диссер­таций и газет. Мы исследовали общество и культуру Кореи, концеп­цию и механизмы творческого выражения и манеру одеваться. Далее мы занялись историей корейской школьной формы и проследили ее вплоть до наших дней, воспользовавшись документальными и интер­нет-источниками и посетив несколько школ. Газеты, диссертации и книги изучались на предмет отношения общества к форме с момента ее возникновения, а с помощью Интернета мы исследовали цели школ, в которых существует форма, и достигли ли они этих целей, в том чис­ле улучшения академической успеваемости и дисциплины. Наконец, мы провели целевые опросы школьников средних и старших классов, чтобы узнать, что они думают о форме, чего хотят, чем недовольны и считают ли, что недостаточная креативность корейцев может быть свя­зана с наличием формы.

 

Связь между одеждой и творчеством

Модную одежду часто расценивают как нечто, скрывающее «истинную» природу тела (Craik 2005: 1). Так, модный фотограф Юрген Теллер, знаменитый своими снимками обнаженных дизайнеров, моделей и просто окружающих его людей, полагает, что только в наготе про­является подлинное «я» человека. Если предположить, что школьная форма — это разновидность модной одежды, то именно прикрытие «ис­тинного» вида учеников и является ее функцией. Кто-то возразит, что форма — это одежда, не имеющая отношения к моде, поскольку при ее конструировании учитываются не современные тренды, а установ­ленные школой правила. Однако с учетом того, что дизайн школьной формы меняется и существуют, как мы вскоре увидим, разные брен­ды, под которыми она выпускается, а ученики часто переделывают форму в соответствии с модными тенденциями и, наконец, носят ее почти каждый день фактически круглосуточно, в рамках этой статьи мы будем рассматривать форму как категорию «модной одежды» ко­рейских школьников. Вопрос в том, какова связь формы и способности школьников к творчеству.

Чтобы ответить на него, первым делом необходимо определить, что в данном исследовании понимается под «творчеством» (или «креа­тивностью») и «более творческим» и «менее творческим» подходом. Креативность — это способность разрабатывать новые, неожиданные и значимые идеи (Boden 2004: 1). В целом креативность обычно ассо­циируют с такими сферами художественной деятельности, как искус­ство, музыка или театр; человека называют «креативным» или «твор­ческим», когда его дизайн или идеи выглядят новыми и необычными. Кроме того, существует аспект творческого подхода к решению задач. Считается, что задача решена творчески, когда это сделано каким-то новым способом, о котором раньше никто не задумывался, — и при этом достигнуты лучшие и более действенные результаты. Известны когнитивный и дефинитивный подходы к развитию творческого навыка решения задач. Когнитивный подход включает длительные размышле­ния и обширные познания как в общих, так и в частных дисциплинах, а дефинитивный подход подразумевает мотивацию и веру в наличие возможностей; каждый подход имеет своих сторонников среди иссле­дователей (Kim Chung-ja 2006: 25-26). Поэтому, если творческое нача­ло корейских школьников действительно развито слабее в сравнении с детьми других национальностей, это может быть связано как с их не­достаточно широким кругозором, так и с нехваткой веры в существо­вание возможностей; все в целом приводит к тому, что оригинальных идей у них почти не возникает.

Причина, которую обычно называют в самой Южной Корее, — это специфика местной системы образования. Школьники сидят лицом к доске за партами, стоящими однообразными рядами; во время урока почти не бывает обсуждений — ученики в основном слушают учите­ля и записывают, а привычным способом подготовки к экзаменам по многим предметом является механическое заучивание. Все эти фак­торы, безусловно, могут вести к недостаточному развитию креатив­ности, однако корейская образовательная система построена пре­имущественно по модели японской — но при этом Япония известна своей инновационной продукцией, в том числе творчески сконстру­ированными высокотехнологичными устройствами, автомобилями и предметами обихода (например, канцтоварами), а у Южной Кореи подобной репутации нет.

Исследование 2009 года, в котором уровни креативности сравни­вались путем анализа того, как дети справляются с решением задач, показало, что подход школьников младших классов является более творческим как с качественной, так и с количественной точки зрения, чем у учащихся средних и старших классов. Кроме того, зарубежные школьники продемонстрировали большую гибкость мышления, чем их корейские ровесники (Kim & Ha 2009: 179). Одним из принципиаль­ных различий между учениками разных возрастов является то, что в младших классах почти всех государственных школ форма отсутству­ет, в то время как фактически во всех средних и старших классах она обязательна. Разумеется, это отличие не единственное, но оно являет­ся самым очевидным и наглядным. Хотя креативное мышление далеко не всегда находит выход в области визуального, можно предположить, что людям необходимо многое увидеть и испытать, чтобы приобрести широкий кругозор и развить веру в существование возможностей. На­пример, важное различие между Кореей и Японией состоит в том, что японская культура является очень визуально стимулирующей, о чем свидетельствует широкое распространение игровых автоматов патинко, видеоигр и манга; она открыта для людей, выражающих себя экстра­вагантно, если, конечно, те не оскорбляют окружающих и не наносят им ущерб (Park 2010a: 18).

Кроме того, исследования мозговой активности показали, что у школьников с высоким уровнем эмоциональной чуткости более выра­жены способности к научному творчеству (Lee et al. 2010: 522). Суще­ствует два вида эмоциональной чуткости: врожденная и развившаяся позднее под влиянием жизненного уклада и обычаев. Кому-то большая чуткость присуща от рождения, но даже люди с повышенной воспри­имчивостью, взрослея, часто теряют ее под давлением общественных норм, предписывающих им одеваться определенным образом и вести себя в соответствии со своим статусом. По мнению Ким Юнтхака, за­нимающегося проблемами культуры в отделе творческого развития и воспитания личности управления по вопросам образования города Даегу, школьная форма и требования к одежде, регулирующие все, от причесок до цвета носков и кроссовок, неизбежно унифицируют и ограничивают пределы эмоциональной чуткости школьников (Han 2011).

 

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)



Другие статьи автора: Пак Джуди

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба