ИНТЕЛРОС > №30, 2013-2014 > «Зеленый — это новый черный»: звездный шик и «зеленый» товарный фетиш

Тереза М. Уинги
«Зеленый — это новый черный»: звездный шик и «зеленый» товарный фетиш


04 марта 2014

Тереза М. Уинги (Theresa M. Winge) — преподает дизайн одежды и текстиля на факультете истории и искусств в Мичиганском государственном университете. Особое внимание в своих исследованиях уделяет феномену субкультурной одежды и ее социально-культурному значению. В последнее время занимается такими популярными направлениями, как косплей и «лолиты». Уинги также сама занимается дизайном тканей, вдохновленным ее научными исследованиями в области субкультурной моды.

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2008. Vol. 12.4)

 

Если это может делать Джулия Робертс, значит, можете и вы.
Евгения Перез. Vanity Fair (Peretz 2006: 58)

 

Этими словами начинается статья «Зеленая команда: увлечение гол­ливудским гламуром и страсть к общественной деятельности», опу­бликованная в первом «зеленом номере» Vanity Fair (Peretz 2006: 58), основная идея которой сводится к тому, что обычный человек может исповедовать экологически осознанный образ жизни так же легко и непринужденно, как это делают знаменитости, в частности Джулия Робертс. Однако каждый, кто хотя бы попытался вести экологически осознанный образ жизни, знает: для того чтобы ему следовать, тре­буются великая преданность и строгая дисциплина. На самом деле речь идет о процессе, подразумевающем культурный переворот, вы­ходящий далеко за рамки поведения отдельного человека. Очевидная необходимость соблюдать множество условий и, соответственно, ощу­тимая дороговизна полноценного экологического образа жизни (чего только стоит установка энергосберегающих окон и солнечных батарей) могут показаться неподъемной ношей для обычного среднестатистиче­ского человека, решимости которого хватит лишь на то, чтобы сдавать на вторичную переработку газеты и бутылки из-под газировки или время от времени приобретать органические, то есть произведенные в естественных условиях, пищевые продукты. Но знаменитости волей- неволей находят способы разрешать подобные проблемы, поскольку для них внимание к состоянию окружающей среды или к тому, как соблюдаются права человека и животных, — это часть «положенной по статусу» общественной деятельности. Эд Бегли младший, Дэрил Ханна, Роберт Редфорд, Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт борются за сохранение окружающей среды, в то время как Рассел Симмонс, Алисия Сильверстоун, Пол Маккартни и Памела Андерсон возглавляют движение в защиту прав животных, а Боб Гелдоф, Питер Гэбриэл и Па­трик Стюарт отстаивают права человека. Вдобавок к этому в послед­ние несколько лет целый ряд знаменитостей, в число которых входят Джордж Клуни, Энни Лейбовиц, Линдсей Лохан и Джулия Робертс, используют свой звездный статус для того, чтобы привить обществу экологическую сознательность, и пропагандируют соответствующую моду на красных дорожках и со страниц глянцевых журналов.

Существование модной индустрии дорого обходится животным, лю­дям и окружающей среде как в локальном, так и в мировом масштабе: достаточно вспомнить о пестицидах и химикатах, использующихся в текстильной промышленности, о горах выброшенной одежды, стре­мительно заполняющей свалки, о попрании человеческих прав, в част­ности об эксплуатации детского труда и потогонной системе на про­изводстве. Прекрасно понимая, что экология и права человека — это две проблемы, перед лицом которых стоит модная индустрия, впрочем как и мир в целом, редактор журнала Vanity Fair Грейдон Картер про­возгласил в первом посвященном вопросам сохранения окружающей среды выпуске, что «зеленый — это новый черный» (Vanity Fair 2006). Специальными гостями этого номера стали знаменитости с активной жизненной позицией, от политиков до кинозвезд — в частности, Аль­берт Гор, Джордж Клуни и Джулия Робертс; высказывая свое мнение на предложенную тему, все они осуждали глобальное потепление и призывали поддержать экомоду. Вслед за Vanity Fair к «зеленому» крестовому походу присоединились и другие издания: Bust, Elle, Flaunt, Glamour, Marie Claire и Surface; в них также стали появляться статьи и фотографии, представляющие новый взгляд на давно знакомых всем персонажей как на людей с активной гражданской позицией, чрезвы­чайно обеспокоенных проблемами окружающей среды и всеми сила­ми поддерживающих идею экомоды, согласующуюся с их «зелеными» убеждениями и образом жизни, и наглядно демонстрирующие их вку­сы и соответствующие им стилистические решения. В свою очередь, такого рода публичные заявления породили новые требования, кото­рым отныне должны были соответствовать изысканные предметы гар­дероба, и в первую очередь это касалось качества материалов, которые известные модельеры, такие как Джорджо Армани, Бетси Джонсон, Стелла Маккартни, Тодд Олдхем и Оскар де ла Рента, стали исполь­зовать в расчете на своих знаменитых клиентов. Естественно, тенден­ция затронула и сферу модных показов: все чаще гвоздем программы становилась демонстрация экомоделей, которые представляли те или иные знаменитости. В 2006 году программу Лондонской недели моды дополнила выставка Estethica, вобравшая в себя тринадцать «экологи­ческих» модных брендов, среди представлявших их модельеров были Урсула де Кастро, дизайнер линии From Somewhere, и Дебора Милнер, дизайнер Ecoture; в том же году парижский Третий ежегодный показ этической моды привлек к участию шестьдесят дизайнеров, придер­живающихся принципов экологической осознанности, которые съеха­лись буквально со всех концов земли; а на Бразильской неделе моды, проходившей в Сан-Паулу в 2007 году, вниманию публики были пред­ставлены e-fabrics — изготовленные в результате переработки вторсы­рья «экоткани», предназначенные для пошива элегантных вечерних платьев. Иногда знаменитости вступают в творческий союз с моделье­рами, чтобы внести дополнительный вклад в развитие экомоды, учре­див собственную линию одежды; в качестве примера можно назвать экологическую марку Edun (ее название — это перевернутое задом наперед слово «nude» — «обнаженный»), созданную Эли Хьюсон (сов­местно с ее мужем Боно, лидером и вокалистом рок-группы U2) при поддержке модного дизайнера Рогана Грегори.

Так что же такое «зеленая» мода, или экомода, — всего лишь свежий тренд или более весомый феномен, позволяющий надеяться на то, что модная индустрия в целом готова проявить большее милосердие в от­ношении окружающей среды? Какие глубинные смыслы, подтексты и аллюзии скрываются за элегантными, экологически выверенными фасадами туалетов, в которых сознательные знаменитости шагают по своей обновленной — «зеленой» — ковровой дорожке? В данной ста­тье я попытаюсь ответить на эти вопросы, для начала выявив различия между прежним экогардеробом и нынешней экомодой; затем я рассмо­трю их сквозь призму такого понятия, как товарный фетишизм, что позволит мне оценить степень их значимости и нащупать скрытый в них смысл. В частности, я постараюсь проследить, как с течением времени менялось понимание ценности и значения экологического стиля и, как следствие, появлялись новые, легко распознаваемые визуальные сигна­лы, ассоциирующиеся со свежими веяниями моды и звездным шиком.

 

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)


Вернуться назад