ИНТЕЛРОС > №30, 2013-2014 > Выставки моды в Нидерландах: между визуальным шоу и социальным взаимодействием

Кристина Дельхэй, Эллинор Бергвельт
Выставки моды в Нидерландах: между визуальным шоу и социальным взаимодействием


04 марта 2014

Кристина Дельхэй (Christine Delhaye) — преподаватель теории культуры и культурной политики в Амстердамском университете, автор работ, посвященных исследованию моды, потребительских практик и многообразия городских культур.

Эллинор Бергвельт (Ellinoor Bergvelt) — доцент Амстердамского университета, специалист в области музейных коллекций, а также исследователь дизайна и истории влияния батика на мировую моду.

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2012. Vol. 16.4)

 

Введение

В последнее время выставки моды проходили в самых разных нидер­ландских музеях: музеях современного искусства, музеях истории и культуры и в этнографических музеях. Конечно, интерес организа­торов экспозиций к истории костюма и текстиля не возник только что. Некоторые музеи с момента своего основания в XIX веке располагают коллекциями костюма и текстиля, составляющими основу постоянной экспозиции. Однако лишь с 1960 года музеи начали коллекционировать и выставлять произведения современной моды (Teunissen 2008: 172). В течение последнего десятилетия эта тенденция стала особенно попу­лярной — настолько, что выставки подобного рода сами превратились в веяние моды. Этот всплеск популярности явился темой академическо­го семинара, проводившегося в рамках магистерской музееведческой программы в Амстердамском университете. Около двадцати студен­тов-магистров исследовали политику организации модных коллекций и выставок в одиннадцати известных нидерландских музеях (см. при­ложение). Поскольку нас интересовала целостная картина, объектом исследования служили как современная мода, так и народный костюм (klederdracht), а также экспозиции, на которых демонстрировалась одежда представителей не западных культур.

Участники семинара пытались найти ответ на два ключевых вопроса. Во-первых, чем объясняется рост популярности модных выставок в Нидерландах в последние годы, и, во-вторых, каким образом это по­влияло на политику экспонирования и пополнения музейных модных коллекций1. В статье мы постараемся ответить на оба эти вопроса, объ­единив наши собственные наблюдения с выводами студентов, работав­ших в одиннадцати упомянутых музеях; основное внимание, однако, будет уделяться анализу экспозиций современной моды и практик кол­лекционирования, имеющих непосредственное отношение к дебатам, недавно развернувшимся в музейном сообществе, а также к широким культурным изменениям, происходящим в обществе в целом.

Организуя исследование и интерпретируя его результаты, мы во многом ориентировались на исследование Эйлин Хупер-Гринхилл «Му­зей и интерпретация визуальной культуры» (Hooper-Greenhill 2000). По мысли автора, «идея» музея сегодня меняется: на смену принадле­жащей XIX веку концепции «модернистского» музея приходит инсти­туция, которую автор именует «постмузеем». Модернистский музей как официальный авторитетный и даже элитарный институт уступа­ет место новой институциональной форме, отличительной чертой ко­торой является более тесное и непосредственное взаимодействие с по­сетителями. Поскольку идеологические контуры этих новых музеев еще не вполне ясны, Хупер-Гринхилл посвятила свою книгу главным образом «модернистскому музею как предтече постмузея» (Hooper- Greenhill 2000: x-1)2. Создавая целостную картину на основе отдель­ных исследований, мы опирались также на работу Николаса Сероты «Опыт или интерпретация» (Serota 1997), где рассматриваются изме­няющиеся со временем практики организации экспозиций в музеях современного искусства.

Прежде чем начинать анализ тенденций, определяющих сегодня характер коллекционирования и презентации изделий современной моды, мы предпримем краткий обзор последних культурных и поли­тических событий в Нидерландах, приведших к росту популярности моды в музеях. Мы надеемся, что наша работа станет вкладом в динамичный процесс академического изучения взаимоотношений моды и музейных практик — предмета, к которому привлек внимание уче­ного сообщества данный журнал3.

 

Нидерландский костюм и создание модных коллекций в социальном контексте

История организации модных экспозиций в музеях Нидерландов не­многим отличается от истории, очерченной Валери Стил в статье «Му­зейное качество: развитие модной экспозиции», опубликованной в жур­нале Fashion Theory в 2008 году (Steele 2008). В Нидерландах, так же как в Великобритании и США, многие музеи истории и этнографии с мо­мента основания занимались созданием и экспонированием коллекций костюма. Наиболее известные из них — Рейксмузеум (Государственный музей искусства и истории), Городской музей Амстердама, Муници­пальный музей Гааги (музей современного искусства, декоративно-при­кладного искусства, моды и музыкальных инструментов), Центральный музей Утрехта, Гронингенский музей, Фризский музей (историко-художественный музей в Леувардене) и национальный Музей тропиков (ан­тропологический музей в Амстердаме). Большую часть их коллекций составляют костюмы и аксессуары, пожертвованные состоятельными гражданами или активно приобретавшиеся самими составителями музейных коллекций; некоторые из собраний включают в себя также предметы гардероба «обычных» людей. Типичными для музеев Нидер­ландов (как и для музеев некоторых других стран, таких как Велико­британия, скандинавские страны и Германия) являются разнообраз­ные коллекции национального костюма (streekdracht), собиравшиеся местными областными музеями. Западная Европа в начале XIX века отличалась растущим интересом к фольклору, и нидерландские интел­лектуалы стремились спасти и сохранить традиционные вещи, исчеза­ющие в процессе модернизации. Представители местных сообществ на­чали собирать исторические объекты и в том числе костюмы, которые были впоследствии переданы областным музеям, основанным в конце XIX века именно для хранения и экспонирования свидетельств ушед­ших в прошлое местных традиций (de Jong 2006; Roodenburg 2007: 246). В свою очередь, некоторые этнографические музеи, история которых тесно связана с колониальной историей Нидерландов, располагают ин­формативными коллекциями текстиля, появившимися в результате собирательской деятельности исследователей, ученых, колониальных чиновников, миссионеров, частных коллекционеров и торговцев, про­должавшейся в течение многих десятилетий (Corbey 2000: 14-31). Только с 1960-х годов некоторые музеи начали активно формировать коллекции, посвященные современной моде. Муниципальный музей Гааги приоб­рел образцы французской высокой моды и произведения нидерландских дизайнеров; Центральный музей Утрехта также, начиная с указанного времени, уделял пристальное внимание нидерландской моде (Teunissen 2008: 172). В течение 1970-х годов другие музеи последовали их примеру.

Хотя в большинстве музеев коллекции одежды демонстрировались в составе постоянных экспозиций, разработчики музейной политики в целом отводили костюму лишь второстепенную роль. В европейском мире мода рассматривается как не слишком значимая профанная форма культурного самовыражения. Соответственно, и музеи, и высшие учебные заведения не уделяли ей серьезного внимания. Связанный с модой культурный климат кардинально изменился лишь в 1980-е годы. В эпоху постмодернизма границы между элитарной и массовой культурой начали размываться, и мода приобрела значительно более высокий статус. Последнее не означало, впрочем, что она полностью утратила свои легкомысленные коннотации, и по сей день сохраняю­щие актуальность (см.: Anderson 2000: 373). В частности, в 1990-е годы наблюдалось все усиливающееся сближение искусства и моды. Суще­ствует мнение, что основой этой тенденции явился кризис идентично­сти, переживаемый обществом и находящий отражение в современ­ном искусстве. Поскольку выставочная концепция «белого куба» как наиболее подходящего биотопа изящных искусств и модернизм как соответствующая ему идеология в новом тысячелетии утратили статус агентов художественной мысли, деятели искусства искали новые про­странства и возможности репрезентации и стремились сформировать новые отношения с обществом в целом. Мода в то время виделась до­ступной культурной средой, находящейся в самом центре социальной реальности и способной адекватно перевести актуальные для эпохи чув­ства на язык иконографии. Таким образом, «изящные искусства» как культурная целостность вступили во взаимодействие с модой в поисках перемен (Ruyter 2009: 32-35; см. также: Stallabras 2004: 83). Кроме того, формирование нового дискурса, связанного с творческой индустри­ей, разрушило последние идеологические барьеры, препятствующие плодотворному сотрудничеству искусства и коммерции. Очень скоро модельеры приобрели статус полноценных художников, полноправ­ных представителей творческого сообщества. По мнению некоторых критиков, однако, мода очень недолго рассматривалась как феномен искусства, поскольку тесные отношения между этими мирами завер­шились в начале XXI столетия (Ruyter 2009: 36). Природа их взаимодей­ствия действительно претерпела со временем определенные изменения, однако утверждение, что в новом тысячелетии оно подошло к концу, представляется преувеличением. В этом отношении примечательно, что в Нидерландах за последние годы интерес музеев к моде лишь усилился.

Все более пристальное внимание музеев к моде отчасти объясняется растущим влиянием неолиберальной политики в области культуры, ча­стью которой является стремление к улучшению количественных по­казателей институциональной деятельности — таких, например, как количество посетителей. Мода традиционно относится к числу попу­лярных видов искусства, поэтому считается, что связанные с ней экспо­зиции способны заинтересовать широкую публику4. Однако продолжа­ющееся и даже усиливающееся внимание музеев к моде в Нидерландах является также результатом совместных усилий многих деятелей, заня­тых в соответствующей области. Некоторые нидерландские моделье­ры и марки, например Viktor & Rolf, Александр ван Слоббе и дизайнер белья Марлис Деккерс добились успеха не только на местном, но и на международном рынке. Кроме того, существует множество интерес­ных дизайнеров и брендов, менее известных на международном уров­не и не столь успешных в коммерческом отношении, однако отлича­ющихся собственным оригинальным стилем: это, например, Klavers and Van Engelen, Spijkers and Spijkers, Йерун ван Тёйл и Франсиско ван Бентум (Koning 2008: 41-43). Сегодня правительство Нидерландов совместно с частными институтами прикладывает большие усилия для создания инфраструктуры, которая способствовала бы расцвету модной индустрии. В 2001 году был создан Фонд нидерландской моды, работа­ющий над укреплением социальных, культурных и экономических по­зиций нидерландских дизайнеров на национальном и международном уровнях. Нидерландский фонд поддержки визуальных искусства, ди­зайна и архитектуры (Fonds BKVB), один из исполнительных органов, занимающихся осуществлением национальной культурной политики, выделяет субсидии для модельеров и поддерживает конкретные дизай­нерские проекты, исследования, образовательные программы и тому подобные начинания. Более того, в 2009 году, в условиях жесткой кон­куренции государств на мировом рынке, администрация приняла ре­шение вкладывать дополнительные средства в развитие моды, дизайна и архитектуры, чтобы повысить международный статус нидерландских дизайнеров и архитекторов. Для этого три министерства (Министерство образования, культуры и науки, Министерство экономики, сельского хозяйства и инноваций и Министерство иностранных дел) выделили значительные средства и начали разработку амбициозных проектов. Для их реализации и координирования в 2009 году Министерство обра­зования, культуры и науки придало фонду Premsela, способствующему развитию нидерландской моды и дизайна, статус национального отрас­левого института и основало общественно-государственное объедине­ние (Ministerie OC&W б.г.). Нидерландские музеи не только воспользо­вались выгодами сложившейся ситуации, но и внесли активный вклад в процесс популяризации нидерландской моды. Она стала настолько популярным трендом музейной практики, что начала использоваться как один из инструментов формирования музейных брендов.

Несмотря на то что музеи сегодня уделяют моде большое внимание, пополнение коллекций и создание экспозиций по-прежнему во мно­гом зависят от интереса к подобным проектам отдельных директоров и кураторов и связанные с модой долгосрочные программы во многих музеях отсутствуют (Teunissen 2008: 167). В то же время в музеях остает­ся все меньше пространства для постоянных экспозиций. В течение по­следних пяти лет два крупных нидерландских музея (Музей тропиков и Муниципальный музей Гааги) отказались от их организации в пользу образовательной деятельности (Bergvelt & Delhaye 2010). Таким обра­зом, в музейном сообществе мода по-прежнему не имеет полноценного статуса, уравнивающего ее с другими сферами искусства. То же самое справедливо и в отношении университетов Нидерландов. В отличие от Великобритании и США, где изучение истории и теории моды носит ин­ституциональный характер, нидерландские университеты почти не уде­ляют внимания этой тематике. Редкие исключения являются заслугой отдельных ученых. Следует признать, что и в этом отношении намеча­ются перемены. Однако в условиях экономического кризиса культурные и образовательные институты вынуждены считаться с ожидающим их значительным сокращением финансирования. В настоящее время еще предстоит выяснить, повлияет ли это на недавно завоеванный и все же очень хрупкий статус моды как музеологического объекта.

Тем не менее можно сказать, что, несмотря на отсутствие стабильной долгосрочной политики в отношении моды в академических и куль­турных институтах, число модных выставок за последнее время зна­чительно увеличилось. Анализу тенденций, определяющих сегодня практики коллекционирования и экспонирования моды, и посвящен следующий раздел.

 

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)


Вернуться назад