ИНТЕЛРОС > №30, 2013-2014 > Интервью с Надин Гепферт Надин Гепферт, Ирина Сезина
|
Надин Гепферт (Nadine Goepfert) — молодой текстильный дизайнер из Берлина, выпускница Берлинской высшей школы искусств Вайсензее, учившаяся также в Академии Ритвельда в Амстердаме. Основным фокусом Надин из проекта в проект остается взаимодействие между концептуальным и материальным аспектами текстиля, его социальная функция и разнообразие ситуаций, в которых он — потенциально и на практике — может проявить свои свойства. Кроме того, Надин исследует способы появления тех или иных поверхностей, применяя и заставляя взаимодействовать на одном поле традиционные текстильные техники и экспериментальные приемы, часто включающие элемент случайности. В проекте Coiceidence дизайн вязаного полотна создается, когда начинают таять бруски замороженных чернил разной формы, расположенные на решетке над ним1. Этикетка каждого изделия сообщает, какие именно формы участвовали в его создании. Проект Utoption («Утопция» = Утопия + Опция) исследует феномен быстрой моды в разрезе экологической ответственности и роль материала в сознании потребителя: Надин совместно с дизайнером Лизой Хааг создали две практически идентичные коллекции одежды — «медленную», из качественных материалов, рассчитанных на долгую службу, и «быструю», из бумаги. The Garments May Vary («Одежда бывает разная») — последний на сегодня проект Надин, посвященный изменчивости одежды во время ее повседневного применения и, по Барту, поиску самой сущности каждого предмета этой одежды. Каждый из использованных материалов призван выразить и запечатлеть изменения, происходящие с вещами, каждая вещь — поведенческие паттерны человека, который ее носит. В этом проекте Надин ищет грань между предметом одежды и абстрактной скульптурой и исследует обстоятельства, при которых эта грань максимально размывается, — в частности, тот момент, когда уже снятая с человека и еще не убранная в шкаф вещь небрежно брошена поблизости.
Ирина Сезина для «Теории моды» (ТМ): Вы учились в Берлине и Амстердаме. Насколько различается подход в обеих школах дизайна? На чем делается акцент? Надин Гепферт (НГ): Я закончила берлинскую школу Вайсензее, при работе над дипломом я сотрудничала с профессором из амстердамской Академии Ритвельда, с которым познакомилась там во время студенческого обмена в 2010 году. Школы похожи своим подходом к дизайну. И там и там довольно свободная атмосфера, тебя не заставляют работать только над конкретным проектом, что для меня очень важно. Первый год — базовый, ты можешь взглянуть на все области дизайна и художественные дисциплины. Затем ты выбираешь направление, но не начинаешь сразу работать над финальным объектом. Необходимость думать о том, что тебе нужно сделать, с самого начала рабочего процесса может быть довольно большой помехой, мне кажется. Наоборот, если ты начнешь с какой- то случайной мысли или области, которая может быть даже не связана с дизайном, но интересна тебе, проведешь исследование, это поможет тебе раскрыть какие-то новые грани и возможности в работе.
ТМ: Давайте поговорим о Вашем последнем проекте, The Garments May Vary. Вы говорите, что каждое изделие балансирует на грани абстракции и практичности. Насколько именно они «готовы к употреблению»? Очевидно, в данном случае бесполезно спрашивать, видите ли Вы эти вещи как часть гардероба современной девушки, — однако какой путь нужно им пройти, чтобы оказаться в нем? НГ: Вначале я видела The Garments May Vary исключительно как исследовательский проект, посвященный материальности и привычкам, касающимся одежды. Несмотря на то что я использовала нетрадиционные текстуры и материалы, мне было крайне важно, чтобы каждое изделие напоминало предмет одежды, который по-настоящему можно носить. Я не видела никого, кто бы носил что-то из коллекции, однако люди интересуются, как можно купить эти вещи, чтобы носить их (!). Я же вижу The Garments May Vary и соответствующие теоретические выводы как отправную точку для последующих исследований в области материи.
ТМ: Вы сотрудничаете или хотели бы сотрудничать с кем-нибудь из индустрии, чтобы реализовать эту коллекцию в полностью практическом, коммерческом ключе? НГ: Речь не идет о подобной эволюции. Для меня важнее, скорее, обладать некоторым видением того, чем ты занимаешься. Создавать связи между разными направлениями внутри этой области. Это крайне обогащает твою работу и совершенно точно может привести к чему- то новому и инновационному в текстильном дизайне.
ТМ: Вы верите, что есть два разных типа дизайна — дизайн, который создан для того, чтобы его носить, и дизайн, цель которого — вдохновлять других? НГ: Да, конечно.
ТМ: Это разделение заложено в самой природе моды и потому неизбежно или же Вы думаете, что вдохновленная, широкая аудитория со временем станет экспериментировать свободнее и примет авангардную моду ближе? НГ: Я ценю оба названных подхода к дизайну. Я не думаю, что мода обязательно должна быть экспериментальной. В целом я ценю вещи, непохожие на все остальные, утонченные, но вместе с тем включающие некоторую заявку на вневременность.
ТМ: Социально- и экологически ответственный подход к моде — это будущее для каждого сознательного человека на планете или удел горстки интеллектуалов? Внедряете ли Вы принципы рационального дизайна в свою работу? Ваша личная интерпретация экомоды? НГ: Определенно, экомода должна быть частью жизни каждого. В начале проекта Utoption дизайнер Лиза Хааг и я думали не только о создании органической коллекции, но и о том, как тормозить развитие быстрой моды. Довольно скоро мы заметили, что наша идея утопична, так что мы занялись поисками рационального и дружественного природе способа использовать материалы в рамках обеих концепций. Цель проекта Utoption — обратить внимание общества на взаимоотношения между качеством одежды и ее функцией и одновременно пересмотреть потребительское поведение в ключе нового экологического сознания. Исходя из этой концепции, мы создали две почти идентичные коллекции, которые отличались только материалами. В «медленной» коллекции мы сконцентрировались на создании очень качественных вещей, которые обладали бы некоторой износостойкостью. Вторая коллекция была посвящена феномену быстрой моды и сознанию общества одноразовых вещей. Она сделана целиком из бумаги — таким образом мы говорим о постоянно растущей потребности во всем новом. Здесь «быстрая мода» — не один из вариантов, а необходимость. Обе коллекции исследуют стоимость и подлинную ценность предмета одежды и визуализируют два радикально отличающихся способа создавать моду с экологической точки зрения.
ТМ: Следующий большой тренд в текстильном дизайне? НГ: На мой взгляд, сейчас наблюдается возвращение к традиционным текстильным техникам и одновременно невероятно развивается сектор «умных» тканей. Это не моя прямая зона интереса, но этот сектор может стать интересным медиумом для работы дизайнера и художника.
ТМ: Намекните, каким будет Ваш следующий проект, — конечно, это клише, но мы удовлетворимся маленьким тизером. НГ: Я сейчас работаю над несколькими разными вещами, но пока не готова о них говорить.
Примечание 1. См.: thisispaper.com/Nadine-Goepfert-Coiceidence. Вернуться назад |