ИНТЕЛРОС > №30, 2013-2014 > 175 Золушек Роже Вивье. Virgule, etc. Dans les pas de Roger Vivier. Дворец Токио, Париж. 2 октября — 18 ноября 2013 Ксения Бодериу
|
В парижском музее современного искусства «Дворец Токио» проходила выставка работ Роже Вивье, великого обувного мастера. «Сапожник» Марлен Дитрих, Фреда Астера, Катрин Денёв, Жанны Моро, Софи Лорен, английской королевы Елизаветы II, принцесс и княжон, домов моды Yves Saint Laurent и Christian Dior — Вивье обул всех, кто владел сердцами миллионов. Ведь что, если не острый каблук, защищает ахиллесовы пяты стяжателей мирской славы? Вивье — ровесник эпохи «ног, выставленных напоказ». К 1920-м годам юбки укоротились уже до колен и обувь заявила о себе как элемент стиля. На этой неосвоенной территории недавний выпускник отделения скульптуры Школы изящных искусств нашел свое призвание. Роже Вивье, во-первых, изобретатель, во-вторых, перфекционист. Он в каждой модели отрабатывает линии так безупречно, что если бы не идеальный каблук, храм женского тела рисковал бы пошатнуться. Колонны этого храма — созданные Вивье типы каблуков: шпилька, игла, улитка, шок, полишинель, запятая, давшая название выставке. Вивье разработал и оригинальные носы (турецкий, гитарой, клювом). В молодости, на американской земле, пробовал себя как создатель шляп. «Запятая и т.д.» встроилась в длинный ряд экспозиций, который начался еще при жизни стилиста, в 1960-х годах; например, одна из самых почетных состоялась в Музее декоративных искусств, моды и текстиля в Париже в 1987 году. Для нынешней выставки трудно найти лучшее название, чем «Запятая». Ведь организуются мероприятия в честь Вивье, выходят исследования и книги, ему посвященные, продолжается его дело (в 2002 году креативным директором марки Роже Вивье стал Бруно Фрисони) — как после запятой продолжается предложение. Туфли от Вивье — актеры в пьесе, которую сочинил куратор выставки Оливье Саяр. Он собрал экспонаты из ряда коллекций и архивов, привез из музеев Канады и Германии, но главным образом извлек их из фондов Музея моды Гальера, который он возглавил в 2010 году. Дворец Гальера располагается прямо напротив Музея современного искусства, так что путешествие экспонатов было недолгим. Переходя от витрины к витрине, посетители наблюдают лишь обувь — почти всегда по одной туфле, правой или левой. Палитра материалов и техник ожидаемо богата: ткани, кожа, пластик, натуральные камни, рог, перья, бисер, вышивка. С точки зрения функциональных характеристик — представлены модели от домашних туфель и сабо до ботфортов и сапог; но преобладают лодочки, босоножки и прочие «кокетки». Все очень лаконично. Таблички сообщают номер экспоната и короткое название, более или менее необычное; обладатели современных телефонов могут прослушать несколько любопытных историй. Нет ни музыкального ряда, ни видеопроекций. Последовательность экспонатов выстроена не по хронологии создания. Внутреннюю логику задает воображаемая прогулка по музейным залам Лувра. А свою призму Саяр находит, угадывая в туфлях разные виды художественных объектов, произведения других ремесел и видов творчества — словом, раскрывая их альтернативную сущность. Эта туфля для него — каменное изваяние, другая — деревянная икона, третья — бронза, или же фреска, или мозаика, или восковой слепок, или стела; но в основном Саяр видит в обуви картины: в технике масляной живописи, акварели, цветного карандаша. И таких находок — почти двести, по числу представленных работ Вивье. «Обнаруженные» произведения искусства и этнографические редкости объединены в своеобразные залы — витрины. Посетитель выставки следует по анфиладе художественных школ и эпох. Одним из первых его встречает Департамент Античности, под стеклом которого представлена золотистая туфля с тупым носом, чем-то напоминающая балетный пуант. Согласно Саяру, это «сфинкс», в реальности — обувь с каблуком в стиле Людовика XV из коллекции «На платформе», осень — зима 1967/68. Рядом Коридор английской живописи с кружевными богато декорированными ботильонами. Для Саяра это «Изумруд Великого Могола» и «Путешествие Темерера»; последнее — не что иное, как «туфли на каблуке полишинель из кружева на нейлоне, вышитые серебром и драгоценными камнями, 1987». Зал Фламандской школы, Галерея поп-арта, Павильон первобытного искусства, Импрессионисты... Продвигаясь от витрины к витрине, понимаешь, что Саяр был ведом и фантазией, и чутьем, но главное — чувством юмора. Оттого и появились здесь своеобразные три грации: «Мадонна ботинская», «Венеры на ковровой дорожке», «Морозоустойчивые туфли для кафеля». Туфли «Дочери художника ловят бабочку». Сапоги-чулки «Мушкетерские с изворотом». Такие толкования — очень личный взгляд на вещи куратора выставки; они не перегружают зрителя информацией, где- то заставляют его улыбнуться, где-то — недоуменно пожать плечами, но главное — они расслабляют и успокаивают. Саяр и его ассистент Александру Самсон как бы самоустранились. Снабдив каждую туфлю лишь номером и названием-комментарием, авторы оставили за посетителем право инициативы. Взять ли на подмогу брошюру, где дано номинальное описание модели, указаны материал и место постоянного хранения? Или же изучить каталог, который преподносит экспонаты в их культурно-историческом контексте, описывает обстоятельства «дебюта»? Каталог замечателен и полиграфией, и содержанием: интервью, подборки журнальных обложек, воспроизведение эскизов. Он прекрасно структурирован и позволяет быстро сориентироваться в выставке. Замечательна идея Саяра «забыть» о том, кому принадлежали туфли, уйти от харизмы носителя, чтобы вознестись до алхимической сути каждого творения Вивье. Например, о черных лодочках с каблуком «кристальный шар» можно прочесть на табличке: «Туфли для любительниц разглядывать свои ноги. Рисунок по камню». А каталог поясняет: они были созданы для Марлен Дитрих. Незабываемая по изяществу модель с асимметричной застежкой «Ахиллес, врачующий пяту»; в брошюре это «Туфли на каблуке „шок" с носом „клюв", 1959. Атлас, кристаллы»; оказывается, они красовались полвека назад на ножке Одри Хепбёрн. Или лодочки «Сиренеглазка» с двумя брошками стразов, словно глазами враскос; их обессмертила Элизабет Тейлор, сообщает каталог. Модели Вивье всегда продемонстрированы не парой, но одной туфлей, что и заставляет подумать то ли о Золушках, то ли об обувном магазине. Действительно, к концу визита возникает безудержное желание примерить все туфли, — даже те, что представлены на коллажах или залиты в прозрачный полимер.
Автор выражает благодарность Александре Лешневской за помощь в переводе названий моделей.
Литература Вигарелло 2013 — Вигарелло Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 2013. Provoyeur 1991 — Provoyeur P. Vivier. Ed. du Regard. Paris, 1991. Вернуться назад |