ИНТЕЛРОС > №30, 2013-2014 > Революционные волокна

Регина Ли Блащик
Революционные волокна


04 марта 2014

Lemire B. Cotton (Textiles That Changed the World). London, Berg Publishers, 2011. 192 pp.

«Хлопок» представляет собой динамичный обзор истории важнейше­го в мире волокна. Это третья из серии книг издательства Berg о тка­нях, которые изменили мир, после «Шотландки» Джонатана Фэйрза (2008) и «Войлока» Уиллоу Маллинс (2009). Но если Фэйрз рассматри­вал свой предмет с точки зрения теоретика культуры, а Маллинс — с точки зрения специалиста по защите культурного наследия, то Бевер­ли Лемайр — с точки зрения признанного и опытного историка, в чьей работе соеди­нены социальная история и исследования в области материальной культуры. Будучи профессором и почетным членом кафедр классической истории и экологии челове­ка Альбертского университета (Канада), Лемайр издала несколько монографий и сборников, посвященных роли текстиля и одежды в повседневной жизни Великобри­тании в Новое время. Лемайр, исследователь внимательный и неординарно мыслящий, применяет свое глубокое зна­ние истории, рассказывая о ткани, преобразовавшей экономику и обы­чаи стран по всему миру. «Хлопок» — небольшая книга в 192 страницы, полная грандиозных идей, как нельзя лучше подходящая для занятий со студентами, составления описаний музейных экспонатов и чтения продвинутыми модниками, интересующимися историей.

Книга состоит из четырех частей, обрамленных введением и заклю­чением. В ней 25 черно-белых и 25 цветных иллюстраций. Само пове­ствование открывается в первой части рассуждениями о производстве хлопковой ткани в Индии в XIV веке и ее роли как товара в торговле между этой частью Азии и Западной Европой. Индия видится скорее как основной двигатель мировой торговли, чем как второстепенный ее участник. Вторая часть рассматривает социополитическую роль хлоп­ковой ткани в Англии периода модернизации, в частности импорти­руемой хлопчатобумажной материи как движущей силы демократи­зации стиля и основного средства самовыражения в зарождающемся потребительском обществе. Основываясь на знаменитых словах Эрика Хобсбаума, утверждавшего, что «говоря „промышленный переворот", мы говорим „хлопок"» (Hobsbawm 1968), Лемайр в третьей части пере­ходит к производству хлопка на Западе. Она протягивает логическую цепочку от предпринимателей и сельских, фабричных, заводских ра­бочих индустриальной Англии к землевладельцам и рабам с хлопко­вых плантаций стран Атлантики. Индустриализация Великобритании повлияла на Индию, поскольку ввозимая из Англии пряжа оказалась дешевле и качественнее местной. Четвертая часть по-новому освеща­ет предмет, нередко вызывающий особую ностальгию, — лоскутное шитье. Лемайр рассматривает три этапа его истории: живую индий­скую традицию вплоть до прибытия первых португальских кораблей около 1500 года, распространение в странах Атлантики и, наконец, со­существование промышленного производства ткани и лоскутной тех­ники в ручном труде мастериц. Заключение строится вокруг анализа денима как символа эпохи промышленного хлопка с 1800-х годов по сегодняшний день. Некоторые из этих сведений могут быть известны специалистам, но Лемайр умело переплела разные темы в едином все­стороннем исследовании.

Повествование Лемайр об импорте хлопка в Англию Нового вре­мени демонстрирует ее талант к обобщению. Вопреки утратившим новизну замечаниям Ролана Барта об обманчивости медиа и системе моды, Лемайр с полным основанием встраивает свой предмет в пара­дигму ранней истории моды, формировавшей современную западную культуру начиная с XVII века. Ее рассказ охватывает период, начинающийся задолго до наступления эры прет-а-порте, во времена, ког­да мода была неизбежно связана с новшествами в области материала, цвета и декора. Красочные многоцветные ткани из Индии появились на Западе как восточная экзотика, когда специальные законы еще ре­гулировали, кто какую одежду должен носить. В то время как элита традиционно одевалась так, чтобы подчеркнуть свое высокое поло­жение на социальной лестнице, менее привилегированные отвергали общественные условности и юридические установления, приобретая индийскую материю и противопоставляя им собственную крикливую, дешевую моду. Женщины сыграли значительную роль в создании этой ранней уличной моды. Недорогие хлопковые ткани из Индии убеди­тельно ознаменовали социальный и культурный сдвиг, ставший на За­паде отличительной чертой эпохи. Эта история, возможно, знакомая специалистам по Новому времени, нечасто излагается в литературе о моде. Лемайр, выводя ее на поверхность, оказывает немаловажную услугу истории моды. Она повторяет этот трюк на протяжении всей книги, отбирая информацию из профессиональной литературы и по­мещая ее в более широкий контекст.

Исследователям материальной культуры принцип организации «Хлопка» покажется знакомым. В последние десятилетия распростра­ненной практикой среди историков и журналистов стало выбрать кон­кретный предмет — это может быть карандаш, треска, застежка-молния — и сделать его отправным пунктом исследования в более широком культурно-историческом контексте. Отличительная черта «Хлопка» Лемайр — это ее умелое сочетание изучения первоисточников с вдум­чивым анализом артефактов. Лемайр — талантливый исследователь, наделенный дисциплинированностью и терпением. Закатав рукава, она проштудировала горы подлинных свидетельств, прочла множе­ство книг по экономической, социальной и материальной истории, изучила музейные собрания. Плодом ее усердия стала книга, полная творческих идей, написанная простым языком. «Хлопок» — это обра­зец исследования для ученых, стремящихся поместить изучение моды в исторический контекст.

Перевод с английского Татьяны Пирусской

 

Литература

Hobsbawm 1968 — Hobsbawm E. Industry and Empire: From 1750 to the Present Day. London: Pelican, 1968.


Вернуться назад