ИНТЕЛРОС > №31, 2014 > Спорт и мода: вместе на подиуме

Рианнон Харрис
Спорт и мода: вместе на подиуме


05 мая 2014

Salazar L. (ed.). Fashion v Sport. London: V&A Publishing, 2008. 128 pp.

 

Так ли уж мода и спортивная одежда далеки друг от друга? Не очень, если верить книге «Мода против спорта», приуроченной к выставке в Музее Виктории и Альберта и исследующей напряженные отноше­ния между этими двумя отраслями на производственном и потреби­тельском, глобальном и индивидуальном уровнях. Объединяя под сво­ей обложкой мнения дизайнеров, историков, антропологов, журналистов и представите­лей обеих индустрий, «Мода против спорта» утверждает, что сферы моды и спортивной одежды будут все теснее сближаться, по­скольку обе стремятся к «созданию вещей, соответствующих запросам современного образа жизни». Книга особенно отличается удачной подборкой иллюстраций: в конце концов, мода и спорт — явления в первую очередь визуальные, а не вербальные.

В обширной вводной части Салазар отмечает, что повсеместное распространение повседневного, практичного «американского» сти­ля стало главным фактором слияния двух областей: возможно, имен­но поэтому профессиональные спортсмены (мужчины) являются сей­час такими прибыльными участниками рекламы спортивной одежды и модных брендов. Несмотря на кажущуюся несовместимость моды и спорта, Салазар показывает, как они приспособились к широким по­требительским массам, становясь все более нечувствительными к одно­типным схемам сбыта.

Опираясь на «Социальную историю Великобритании», Бруард в сво­ем кратком очерке сопоставляет историю обеих отраслей. По приме­ру продуктивного метода Ролана Барта в этой части обрисован общий фон, необходимый для понимания читателем четырех разделов книги: «Вызов: традиция и новшество», «Образ: единство и индивидуальность», «Игра: действо и действенность», «Желание: нарциссизм и страсть». Бруард объясняет, что конфликт между традицией и новшеством, цен­тральный для обеих областей в наши дни, возник из противоборствую­щих требований респектабельности, моды и удобства в Викторианскую эпоху; что, когда в начале XX века упрощение и унификация одежды пришли из спорта в моду, они способствовали как возникновению универсальных брендов, так и потребности современного покупате­ля одновременно в единообразном и индивидуальном стиле; что, в то время как спортивная одежда явно подчеркивала физические данные спортсменов, она также дала рядовым потребителям возможность вы­ступать в определенных амплуа, с которыми ассоциируется такая одеж­да; и что, хотя нарциссизм и эротика чаще связываются с модой, они на протяжении двух последних столетий также сыграли существенную роль в эволюции современной спортивной культуры и, в соответствии с их теперешней значимостью, увеличили число спортсменов-мужчин, рекламирующих модную и спортивную одежду.

В разделе «Вызов: традиция и новшество» Сьюзан Ли беседует с Ки­мом Джонсом, британским дизайнером мужской одежды, о его работе в компании Umbro. Этот раздел содержит всего одно интервью, но тем не менее содержателен благодаря пытливой вдумчивости Ли. Подзаго­ловок «Взгляд изнутри» указывает на то, что это не просто интервью, но диалог между теоретиком и практиком: Ли интересует опыт Джон­са в применении различных дизайнерских методов в моде и спорте, а также преимущества и недостатки их совмещения. Рассуждая о бы­стро растущем влиянии спортивного стиля на моду и о том, как оно отражается на коллекциях мужской одежды, Ли и Джонс задаются во­просом, сколько продержится это явление, полагая, что у покупателей может возникнуть чувство пресыщения. Как и во всей книге в целом, в этом разделе рассматривается связь между спортом и мужской одеж­дой. И хотя это, вероятно, отражает меньшую очевидность связи между спортом и женской модой, все же было бы интересно узнать больше о влиянии спортивного стиля на дизайн женской одежды.

В главе «Образ: единство и индивидуальность» Софи Вудворд гово­рит, как важно одновременно выделяться и соответствовать окружению. Рассматривая повседневный спортивный стиль, Вудворд демонстриру­ет, как люди находят возможность незаметно подчеркнуть индивиду­альные и групповые различия на фоне всеобщей стандартизации. Она показывает, что, используя спортивную одежду и аксессуары, чтобы идентифицировать себя с определенной дружеской общностью, члены группы носят их по-разному и тем самым сохраняют намек на личный стиль; это может быть следствием того, что внутригрупповая унифика­ция все же неоднозначна, она позволяет легкое отклонение в сторону индивидуальности, хотя и предполагает единообразие. В то время как остальные авторы «Моды и спорта» сосредотачиваются на взаимодей­ствии спортивной одежды и мужской моды, Вудворд наглядно дока­зывает, что на британских улицах намного больше спортивно одетых мужчин, чем женщин, поскольку «для современных мужчин спортив­ный стиль является нормой».

Восьмистраничное иллюстрированное эссе, открывающее раздел «Игра: действо и действенность», делает центральную мысль книги о неразрывности моды и спорта совсем очевидной. К тому же оно по­казывает, что намного легче заметить влияние спортивной одежды на моду, чем наоборот, подкрепляя, таким образом, мнение, высказанное Кимом Джонсом в первой главе. Этот раздел завершается восемью не­большими эссе и проводит параллели между модой и спортом в их сходном стремлении к удовольствию и игре; отмечается, что в спорте это проявляется через физическое действие и ассоциируется с целью и рациональной мужественностью, в моде же носит характер легко­мысленного эффекта и связывается с женской переменчивостью. Эти многосторонние эссе сопоставляют точку зрения дизайнера, сотруд­ничающего со спортивными компаниями, профессионального спорт­смена, вовлеченного в мир моды, и уличного наблюдателя современ­ных тенденций.

Глава «Желание: нарциссизм и страсть» исследует область, «где со­существование моды и спорта наиболее комфортно», а именно область рекламы и потребления мужской одежды. Оливер Винчестер изучает меняющуюся природу зрительского удовольствия. Сравнивая антич­ные зрелища с современными, Винчестер полагает, что для мужчины лишь тогда допустимо рассматривать тело другого мужчины, когда этот мужчина — спортсмен, поскольку тело спортсмена находится на более глубоком уровне общественной жизни и приносимого им на­слаждения. Как показывает Винчестер, подобное восприятие способ­ствовало укоренению гомоэротизма и сексуальной двусмысленности мужчин, наблюдаемым сегодня в СМИ.

Марк Симпсон придумывает термин «спорнография», анализируя то, как мода и реклама спортивной одежды используют полуобнажен­ное тело мужчины-атлета. В своем интересном эссе Симпсон замечает, что, когда спортсмен достигает значительных успехов, ему в заслугу ста­вят уже не его спортивное мастерство, а его физическую наружность. Иллюстрируя свою мысль примерами основных видов спорта, широко известных спортсменов и нашумевших рекламных и маркетинговых кампаний, Симпсон делает высказанные доводы понятными даже тем, кто плохо ориентируется в обсуждаемых темах. Его эссе заслуживает тем большей похвалы, что оно написано с учетом более масштабного культурного сдвига, позволившего мужчинам-спортсменам с готов­ностью предоставлять свои тела миру «спорнографии», не боясь быть заподозренными в женоподобии, извращениях или гомосексуализме.

«Мода и спорт» завершается статьей, в которой Такехару Сато рас­сказывает о японском бренде F.C.R.B. (Football Club Real Bristol), и ин­тервью с коллекционером кроссовок Кишем Пателем. Хотя вместе они являют собой наглядный пример одержимости, которую мода и спорт способны вызывать у всех, кто с ними связан, от дизайнеров до потре­бителей, здесь все же очевиден разрыв с предшествующими эссе и не вполне оконченной остается как эта глава, так и сама книга.

В целом «Мода против спорта» — тщательное и продуманное ис­следование, иллюстрирующее, что многим раньше не удавалось, вза­имовлияние сфер моды и спорта, которые не следует анализировать обособленно. Книга, незаменимая для ученых и всех интересующихся модой или спортом, могла бы выиграть еще лишь от изложения наи­более значимых ее мыслей в форме сжатого и доступного заключения.

Перевод с английского Татьяны Пирусской


Вернуться назад