Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011
Джулия Твигг — (Julia Twigg) профессор Кентского университета (Великобритания), специалист по социологии и социальной политике. Автор многочисленных работ, посвященных телу и возрасту. В настоящий момент занимается исследованием проблемы одежды для людей преклонного возраста.
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2010. Vol. 14.4)
Введение
Мода и старость нелегко уживаются друг с другом. В их союзе изначально заложено противоречие. Ведь мода прежде всего имеет отношение к юности и красоте: старикам здесь вроде бы не место. И все же многие зрелые женщины одеваются стильно и элегантно и, что не менее важно, могут себе это позволить. Для создателей Vogue здесь кроется серьезная проблема: как включить эту возрастную группу, численность которой увеличивается все заметнее, в круг постоянных читателей и в то же время не скомпрометировать свою роль передового журнала о моде? То, как Vogue освещает сложные и напряженные отношения моды и старости, позволяет культурологам и геронтологам шире взглянуть на перемены, произошедшие в восприятии, понимании и представлении пожилого возраста в современной культуре. Считается, что понятия возраста и старости подлежат переосмыслению в связи с демографическими и социальными изменениями в обществе. Сам образ немолодого человека становится изменчивым, менее однозначным и застывшим. Одежда, как и другие продукты культуры, также играет в этом определенную роль. Анализ материалов журнала Vogue позволяет более ясно увидеть суть происходящих процессов.
Кроме того, этот анализ помогает расширить границы исследований о моде, традиционно избегающих вопроса о возрасте и старении. Несмотря на обилие литературы об одежде и формировании индивидуальности человека, в ней уделяется внимание преимущественно молодежной культуре и радикальному стилю, стремящемуся к разрушению привычных норм (Evans 1997; Holliday 2001; Khan 1993; Polhemus 1994; Rolley 1993). В литературе о моде пожилые люди фигурируют крайне редко, работы об одежде и старости появляются лишь время от времени и не отличаются последовательностью и глубиной (Fairhurst 1998; Gibson 2000; Gullette 1999).
Старение, тело и одежда
Статья написана в рамках исследования старения, проводимого под эгидой Британского совета по социальным и экономическим исследованиям (ESRC)1; в этом проекте сфера моды используется для изучения сложных взаимоотношений между телесными и культурными аспектами старости. Одежда — своего рода посредник между телом и социумом (Entwistle 2000). Она является специальной оболочкой, прячущей в себе тело и одновременно предъявляющей его другим; именно поэтому одежда играет важную роль в презентации и осмыслении идентичности человека, включая и возрастную (Twigg 2007, 2009).
«Возраст», «старость», «пожилой человек» — содержание этих понятий всегда культурно обусловлено и потому, как мы увидим, переменчиво и непостоянно. «Возраст» и «старение» вовсе не обязательно подразумевают глубокую старость; в них следует видеть не только застывшие категории, но и процессы, происходящие на разных этапах человеческой жизни. Впрочем, для журнала Vogue старение начинается рано, в момент, когда начинает увядать молодость,— то есть, по распространенному мнению, ближе к тридцати годам. Тем не менее в данной статье нас будет интересовать в первую очередь поздняя фаза зрелого возраста, под которой обычно понимают прежде всего тех, кому больше пятидесяти.
Женские журналы и построение идентичности
Хорошо известна роль женских журналов в формировании гендерной и классовой идентичности — на эту тему написано немало работ, анализирующих, в частности, влияние таких журналов на молодых женщин. Хотя феминистки второй волны, например Бетти Фридан и Барбара Такман, обвиняли журналы в том, что они играли ключевую роль в появлении репрессивных и искаженных представлений о женской природе (Gough-Yates 2003), позже Уиншип (Winship 1987), Гермес (Hermes 1995) и другие авторы предложили более утонченные описания, выявляя сложные и многозначные послания, заключенные в этих журналах, а также раскрывая характер взаимосвязанных процессов, посредством которых помещенные в них материалы наделялись смыслом в повседневных практиках и реакциях читательниц. Гаф-Йейтс (Gough-Yates 2003) на материале журнала New Woman («Новая женщина»), издававшегося в 1980-1990-х годах, показала, как СМИ целенаправленно создавали рынок потенциальных читателей, делая упор на формировании новой идентичности и образа жизни, которые связывались прежде всего с понятием «новый средний класс». Совсем недавно Макробби (McRobbie 2008) вернулась к своей ранней работе о журналах для девушек и взаимодействии гендера и класса, обвинив современных исследователей в приверженности постфеминистским ценностям. Таким образом, существует целый пласт работ, которые изучают роль журналов в создании гендерной и классовой идентичности.
Однако эти подходы до сих пор не касались вопросов возраста: потенциальная роль женских журналов в формировании идентичности немолодого человека по-прежнему не обсуждается. Причиной здесь отчасти может быть предвзятый взгляд культурологов, которые описывают главным образом молодежь и ее бунтарство, тем самым позволяя ценностям, важным для исследуемой возрастной группы, искажать их собственный анализ; отчасти—более общее нежелание социологов учитывать возраст в обсуждении взаимодействия различных социальных параметров: другие различительные или идентификационные признаки учитываются более охотно (Anthias 2001; Brewer 1993; Krekula 2007; Maynard 1994). Во многих отношениях старость сейчас игнорируется примерно так же, как в 1970-х годах гендер, считавшийся тогда настолько очевидной, настолько естественно выраженной на биологическом уровне категорией, что масштабов его значения мы попросту не видели. Подобным образом сегодня недооценивается значение «возраста» и «старения». Нам предстоит раскрыть значение этих категорий, показать, насколько они важны, но также осознать, что их содержание обусловлено обществом и может быть изменено. Настоящая статья — вклад в этот интеллектуальный и политический процесс.
(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)