Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011

Джулия Твигг
Журнал Vogue о возрасте: мода, тело и немолодые женщины

Джулия Твигг — (Julia Twigg) профессор Кентского университета (Великобритания), специалист по социологии и социальной политике. Автор многочисленных работ, посвященных телу и возрасту. В настоящий момент занимается исследованием проблемы одежды для людей преклонного возраста.

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2010. Vol. 14.4)

 

Введение

 

Мода и старость нелегко уживаются друг с другом. В их союзе изначаль­но заложено противоречие. Ведь мода прежде всего имеет отношение к юности и красоте: старикам здесь вроде бы не место. И все же мно­гие зрелые женщины одеваются стильно и элегантно и, что не менее важно, могут себе это позволить. Для создателей Vogue здесь кроется серьезная проблема: как включить эту возрастную группу, численность которой увеличивается все заметнее, в круг постоянных читателей и в то же время не скомпрометировать свою роль передового журнала о моде? То, как Vogue освещает сложные и напряженные отношения моды и старости, позволяет культурологам и геронтологам шире взглянуть на перемены, произошедшие в восприятии, понимании и пред­ставлении пожилого возраста в современной культуре. Считается, что понятия возраста и старости подлежат переосмыслению в связи с де­мографическими и социальными изменениями в обществе. Сам образ немолодого человека становится изменчивым, менее однозначным и застывшим. Одежда, как и другие продукты культуры, также играет в этом определенную роль. Анализ материалов журнала Vogue позво­ляет более ясно увидеть суть происходящих процессов.

Кроме того, этот анализ помогает расширить границы исследований о моде, традиционно избегающих вопроса о возрасте и старении. Не­смотря на обилие литературы об одежде и формировании индивиду­альности человека, в ней уделяется внимание преимущественно моло­дежной культуре и радикальному стилю, стремящемуся к разрушению привычных норм (Evans 1997; Holliday 2001; Khan 1993; Polhemus 1994; Rolley 1993). В литературе о моде пожилые люди фигурируют крайне редко, работы об одежде и старости появляются лишь время от време­ни и не отличаются последовательностью и глубиной (Fairhurst 1998; Gibson 2000; Gullette 1999).

 

Старение, тело и одежда

 

Статья написана в рамках исследования старения, проводимого под эгидой Британского совета по социальным и экономическим иссле­дованиям (ESRC)1; в этом проекте сфера моды используется для изу­чения сложных взаимоотношений между телесными и культурными аспектами старости. Одежда — своего рода посредник между телом и социумом (Entwistle 2000). Она является специальной оболочкой, пря­чущей в себе тело и одновременно предъявляющей его другим; имен­но поэтому одежда играет важную роль в презентации и осмыслении идентичности человека, включая и возрастную (Twigg 2007, 2009).

«Возраст», «старость», «пожилой человек» — содержание этих по­нятий всегда культурно обусловлено и потому, как мы увидим, пере­менчиво и непостоянно. «Возраст» и «старение» вовсе не обязательно подразумевают глубокую старость; в них следует видеть не только за­стывшие категории, но и процессы, происходящие на разных этапах человеческой жизни. Впрочем, для журнала Vogue старение начина­ется рано, в момент, когда начинает увядать молодость,— то есть, по распространенному мнению, ближе к тридцати годам. Тем не менее в данной статье нас будет интересовать в первую очередь поздняя фаза зрелого возраста, под которой обычно понимают прежде всего тех, кому больше пятидесяти.

 

Женские журналы и построение идентичности

 

Хорошо известна роль женских журналов в формировании гендерной и классовой идентичности — на эту тему написано немало работ, анализирующих, в частности, влияние таких журналов на молодых женщин. Хотя феминистки второй волны, например Бетти Фридан и Барбара Такман, обвиняли журналы в том, что они играли ключе­вую роль в появлении репрессивных и искаженных представлений о женской природе (Gough-Yates 2003), позже Уиншип (Winship 1987), Гермес (Hermes 1995) и другие авторы предложили более утонченные описания, выявляя сложные и многозначные послания, заключенные в этих журналах, а также раскрывая характер взаимосвязанных про­цессов, посредством которых помещенные в них материалы наделя­лись смыслом в повседневных практиках и реакциях читательниц. Гаф-Йейтс (Gough-Yates 2003) на материале журнала New Woman («Новая женщина»), издававшегося в 1980-1990-х годах, показала, как СМИ целенаправленно создавали рынок потенциальных читателей, делая упор на формировании новой идентичности и образа жизни, которые связывались прежде всего с понятием «новый средний класс». Совсем недавно Макробби (McRobbie 2008) вернулась к своей ранней работе о журналах для девушек и взаимодействии гендера и класса, обвинив современных исследователей в приверженности постфеми­нистским ценностям. Таким образом, существует целый пласт работ, которые изучают роль журналов в создании гендерной и классовой идентичности.

Однако эти подходы до сих пор не касались вопросов возраста: по­тенциальная роль женских журналов в формировании идентичности немолодого человека по-прежнему не обсуждается. Причиной здесь отчасти может быть предвзятый взгляд культурологов, которые описы­вают главным образом молодежь и ее бунтарство, тем самым позволяя ценностям, важным для исследуемой возрастной группы, искажать их собственный анализ; отчасти—более общее нежелание социологов учи­тывать возраст в обсуждении взаимодействия различных социальных параметров: другие различительные или идентификационные призна­ки учитываются более охотно (Anthias 2001; Brewer 1993; Krekula 2007; Maynard 1994). Во многих отношениях старость сейчас игнорируется примерно так же, как в 1970-х годах гендер, считавшийся тогда настоль­ко очевидной, настолько естественно выраженной на биологическом уровне категорией, что масштабов его значения мы попросту не ви­дели. Подобным образом сегодня недооценивается значение «возрас­та» и «старения». Нам предстоит раскрыть значение этих категорий, показать, насколько они важны, но также осознать, что их содержа­ние обусловлено обществом и может быть изменено. Настоящая ста­тья — вклад в этот интеллектуальный и политический процесс.

 

(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)



Другие статьи автора: Твигг Джулия

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба