ИНТЕЛРОС > №20, 2011 > «Обрядность красного огненного погребения» (О социокультурном контексте первого советского крематория) Наталия Лебина
|
Наталия Лебина — д-р ист. наук, профессор, научный консультант СЗ НИИ «Наследие» МК РФ Автор книг: «Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик. 1921-1925 гг.» (1982), «Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. ХХ в.)» (1994), «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы» (1999), «Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия» (2003), «Энциклопедия банальностей» (2006, 2008), «Петербург советский: "новый человек" в "старом пространстве"» (2010).
Споры вокруг трактовки и этического смысла в ранней советской культуре символики огня вообще и в концептуализации феномена смерти в частности ныне довольны популярны. Чаще всего они ведутся в контексте отрицания большевиками христианских, прежде всего православных, традиций и даже глумления над ними. Именно с такой позиции и оценивается сегодня уже достаточно известный факт создания первого в России крематория в 1919-1921 годах в Петрограде2. Фабула исторических событий во многом подтверждает воинственно атеистический смысл всех действий советской власти, связанных со строительством этого учреждения. Однако не следует забывать, что строительство крематория для его непосредственных инициаторов и исполнителей являлось также и выражением социокультурной позиции «человека индустриального». Как известно, к началу ХХ века христианская ритуалистика похорон уже претерпела серьезные изменения во всем мире: в Европе и Северной Америке появились официальные крематории, что получило особое развитие после окончания Первой мировой войны. Этот факт продемонстрировал не только жесткость надвигающейся индустриальной цивилизации, но и ее рационализм, выражением которого в определенной степени стала так называемая «смерть перевернутая». Это понятие введено французским исследователем Ф. Арьесом. Он утверждает, что «с начала ХХ в. общество психологически готово к тому, чтобы удалить от себя смерть, лишить ее характер публичной церемонии, сделав ее приватным актом, в котором участвуют лишь самые близкие...» (Арьес 1992: 469). Интерпретируя идеи французского ученого, российский историк А.Я. Гуревич пишет: «Общество ведет себя так, как будто никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества» (Гуревич 1993: 239). Представители постмодернистской философии, в частности Ж. Бодрийар, отмечают, что в ХХ веке смерть вытесняется в пространство маргинального, полностью отделяется от жизни, несмотря на извечную дихотомию этих понятий (подробнее см.: Бодрийяр 2000). В первую очередь это выражалось в рационализации обряда похорон и в изменении символической значимости огня, который в христианстве доиндустриального времени никогда не рассматривался как способ погребения. В странах Европы после Первой мировой войны появляются памятники Неизвестному солдату в виде вечного огня как символа вечной памяти. Одновременно европейское революционное движение, традиции которого питали русский большевизм, рассматривало огонь как символ свободолюбивых устремлений. В ментальности европейцев в начале ХХ века эти две ипостаси огня — огонь очищающий и огонь пожирающий — спокойно сосуществовали. В России модернизационные процессы — и в частности переделка «человека русского (патриархально крестьянского)» в «человека индустриального» — шли медленно. К началу Первой мировой войны в стране существовали устоявшиеся представления о духовной значимости, биологической сущности и социальном статусе смерти. В основном они определялись уровнем религиозности населения. Кончина человека регулировалась принципами так называемого «обычного права» прежде всего русской православной церкви. Даже в крупных городах, в первую очередь в Петрограде, накануне событий 1917 года 90 % всех случаев смерти сопровождались христианскими религиозными обрядами и персональным захоронением на кладбищах. Неудивительно, что даже в столице Российской империи в начале ХХ века не существовало крематория. Правда, городские власти, обеспокоенные бурным ростом населения Петербурга, пытались предпринять меры по организации системы сжигания трупов. Накануне Первой мировой войны комиссия по делам о народном здравии при Государственной думе рассматривала законопроект постройки крематория. Идея была одобрена Министерством внутренних дел, но встретила сопротивление представителей Синода. Они не приняли во внимание даже сделанную в законопроекте оговорку о том, что сжиганию могли подвергаться лишь покойники тех вероисповеданий, где допускался подобный способ погребения, или при жизни выразившие желание быть кремированными3. В среде же интеллигенции идеи модернизации и стремление к светским обрядам перехода были уже достаточно популярны. Более того, многие интеллектуалы явно тяготели к концепциям разрушения традиционного мироустройства, своеобразного сакрального кощунства, демонстративного ниспровержения духовных символов прошлого. Популярность приобретали новые художественные формы постижения мира. В программных документах и произведениях литераторов и художников в предреволюционной России можно обнаружить явные претензии на мессианство, выдвижение идеи человека-бога. Эти духовные искания, входившие в противоречие с принципами христианско- патриархальной морали, господствовавшей в царской России, прекрасно сочетались с надвигавшейся эпохой техники и рационализма. Она захватывала и сферы искусства, и пространство повседневности. На российской почве явно вызревала новая культура, новая эстетика целесообразности, в системе которой немаловажная роль отводилась процессу уничтожения всего старого, отжившего, не соответствующего ускоренному жизненному ритму индустриального общества. Эта нарождающаяся культура превозносила символику огня как способа очищения от прошлого. Огромную роль в процессе модификации российской ментальности сыграла Первая мировая война. Определенная часть интеллигенции была готова к смене представлений о нормах морали и, в частности, о культе смерти и памяти. Неудивительно, что сразу после событий февраля 1917 года петроградские деятели культуры и искусства, сотрудничавшие с Временным правительством, поддержали идею Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов: похороны жертв революции «.должны быть всенародные, общегражданские (без церковного обряда, каковой будет совершен родственниками убитых по их усмотрению)» (Петроградский Совет 1991: 145, 152). В похоронную комиссию был включен известный архитектор И.Н. Фомин, впоследствии один из проектировщиков петроградского крематория. После дебатов почти единогласно было решено сделать похороны гражданскими без участия духовенства. Ф. Сологуб писал по этому поводу: «Конечно, похороны должны быть гражданскими, вне вероисповедания, так как хоронить придется людей разных исповеданий, людей верующих и. совершенно равнодушных к вопросам религии. И в этом единении святость, в нем высшая праведность человеческой души. <.> Мы, косневшие в оковах смрадного быта, их смертью искуплены для. светлого будущего» (Биржевые ведомости 1917). Это были первые официальные гражданские похороны в России. Новое «индустриальное» отношение к смерти было связано и с иным восприятием понятия культа умерших и увековечивания их памяти. Готовность к преобразованию искусства, а затем и всего общества на новой индустриально-атеистической основе позволила уже после прихода большевиков к власти большой группе петроградских деятелей культуры и искусства принять активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Это было целенаправленное разрушение исторической памяти, начальный этап десакрализации прошлого в целом и культа умерших в частности. Ведь в большинстве случаев монументы являются материализацией ритуала поклонения личности усопшего. Памятники начали сносить в первую очередь в бывшей столице Российской империи. При этом Совнарком выражал желание, чтобы «некоторые наиболее уродливые истуканы» были убраны уже к 1 мая 1918 года (Бенуа 1968: 67). В двадцатых числах апреля 1918 года в Петрограде была образована комиссия по составлению списка памятников, подлежащих снятию. В ее состав вошли известные деятели культуры: А.Н. Бенуа, Г.К. Лукомский, С.В. Чехонин, Н.И. Альтман и др.4 Конец 1918 — начало 1919 года ознаменовались для Петрограда появлением большого количества памятников героям революционного движения5. Параллельно в петроградской печати стали активно рекламироваться идеи кремации и постройки крематория (Шкаровский 2006: 84). Именно в это время и начинается эпопея со строительством петроградского крематория, который можно рассматривать как часть плана монументальной пропаганды. После прихода к власти партия большевиков стала контролировать те сферы жизни, которые ранее входили в «обычное право» церкви. Согласно же декрету СНК РСФСР от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» «все кладбища, крематории (курсив мой. — Н.Л.) и морги, а также организация похорон граждан поступали в ведение местных Совдепов». Формулировка эта выглядит странной, ведь в России в 1918 году не было ни одного крематория. Однако идея его создания была явно привлекательной для представителей новой власти. Л.Д. Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. Строительство первого в России крематория началось в Петрограде в 1919 году. При Петросовете образовалась комиссия, возглавленная членом коллегии Комиссариата внутренних дел Б.Г. Каплуном. В ее состав вошли известнейшие представители питерской интеллигенции: Л.Н. Бенуа, Д.Д. Гримм, Л.А. Ильин и др. Подготовительные работы развернулись в апреле 1919 года на территории Александро-Невской лавры, а точнее, рядом с резиденцией Петроградского митрополита Вениамина, что вызвало возмущение духовенства (Анненков 1991: 1, 91-93). Действительно, большевики рассматривали внедрение тру- посжигания в России как часть антирелигиозной кампании. Журнал «Церковь и революция» в 1920 году объявил конкурс на разработку проекта первого в советской России крематория, который именовали «кафедрой безбожия» (Кашеваров 1995: 72). Первоначальный выбор места строительства подчеркивал «безбожный» контекст постройки учреждения такого типа в Петрограде. Однако это не остановило деятелей культуры, мечтавших применить свои творческие силы на новом поприще. В Петрограде был организован конкурс на лучший проект крематория, подразделявшийся на две части: «составление проекта печи для сжигания человеческих трупов» и «составление проекта крематориу- ма» (ЦГА СПб. Ф. 142, оп. 1, д. 61, л. 4-4 об.). Архитектурная часть программы конкурса крематория давала подробное описание всех необходимых помещений. На первом этаже предполагалось разместить: «1) Вестибюль — около 15 кв. саж. 2) Большой зал для совершения обрядов; в зале должно быть предусмотрено возвышение для певчих или оркестра — все помещения, около 100 кв. саж. 3) Два малых зала для той же цели, около 20 кв. саж. 4) Зал для урн — около 40 кв. саж. — может быть в виде галереи. 5) Две ожидальни — одна для родственников, другая для публики, по близости к главному входу. 6) 2-3 комнаты для священнослужителей (курсив мой. — Н.Л.), каждая по 5-6 кв. саж. 7) комната для певчих 10-12 кв. саж. 8) Ожидальная комната для носильщиков около 5-6 кв. саж.» (ЦГА СПб. Ф. 142, оп. 1, д. 61, л. 2). Этот отрывок из программы сооружения крематория свидетельствует о тщательности подготовки конкурса и о том, что для части интеллектуалов вопрос о форме «огненного» захоронения не имел никакого кощунственного контекста. Постройка крематория казалась интересным творческим проектом, участие в котором позволяло реализовать новые представления о фиксации памяти, с одной стороны, и о современных, сугубо рациональных способах реализации тел умерших, с другой. К. Малевич в одной из своих статей, опубликованной в газете «Искусство коммуны» в начале 1919 года, писал: «Сжегши мертвеца, получаем 1 грамм порошку, следовательно, на одной аптечной полке могут поместиться тысячи кладбищ». Организаторы конкурса предусмотрели и систему премирования участников. Любопытной кажется следующая идея: «Комиссии предоставляется право приобретения не премированных проектов по сумме последней премии (5000 рублей. — Н.Л.). Премированные и приобретенные проекты умершего у печи поступают в собственность Ком. Вн. Дел, остальные же должны быть взяты авторами в месячный срок после присуждения премий. Не взятые в срок поступают в собственность Ком. Вн. Дел» (ЦГА СПб. Ф. 142, оп. 1, д. 61, л. 3 об.). Питерский художник Ю. Анненков получил заказ нарисовать обложку для «рекламной брошюры» будущего сооружения. Позднее он вспоминал: «В этом веселом „проспекте" приводились временные правила о порядке сожжения трупов в „Петроградском городском крематориуме" и торжественно объявлялось, что „сожженным имеет право быть каждый умерший гражданин"» (Анненков 1991: 91). Уже в середине мая 1919 года Постоянная комиссия по постройке кремато- риума отмечала, что желание участвовать в конкурсе выразили более 200 чел. и что «проявление столь большого интереса возможно объяснить лишь назревшей потребностью в осуществлении идей кремации трупов.» (ЦГА СПб. Ф. 142, оп. 1, д. 61, л. 24). Одновременно организаторы конкурса вынуждены были признать, что «сложившиеся обстоятельства поставили комиссию в весьма тяжелое положение: приближается срок представления конкурсных проектов, а комиссия не располагает средствами даже в размере, необходимом для выплаты назначенных премий и производства необходимых работ, которые связаны, вообще с детальной разработкой проектов» (ЦГА СПб. Ф. 142, оп. 1, д. 61, л. 24). Но какие-то первоначальные средства были, по-видимому, найдены и конкурсные состязания продолжились. Победителем вышел И.Н. Фомин — автор проекта под девизом «Неизбежный путь»6. Однако впоследствии предпочтение было отдано работе инженера А. Джо- рогова под девизом «Жертва». Но и этот проект не был полностью воплощен в жизнь. В декабре 1919 года власти города вынуждены были прекратить работы в митрополичьем саду Лавры7. Лишь весной 1920 года они вернулись к вопросу о постройке учреждения по трупосжиганию, но уже в другом, лишенном какого-либо сакрального характера месте. Под крематорий попытались перестроить здания бань на Васильевском острове. Очевидцы рассказывали: «Баня кое-где облицована мрамором, но тем убийственнее торчат кирпичи. Для того, чтобы сделать потолки сводчатыми, устроены арки — из. дерева, которое затянуто лучиной. Стоит перегореть проводам — и весь крематорий в пламени» (Чуковский 1991: 153). По-видимому, А. Джорогову не удалось воплотить все свои архитектурные замыслы. Значительно больше удовлетворения должен был испытать проектировщик печи для трупосжигания профессор Горного института В.Н. Липин. В 1921 году он издал брошюру под названием «Регенеративная кремационная печь „Металлург" системы проф. В.Н. Липина в Петроградском Крематории». По свидетельству автора брошюры, человека с техническим складом ума и весьма скрупулезного, первое сжигание было проведено 14 декабря 1920 года, хотя мемуаристы приводят и другие данные. Но для выявления социокультурного контекста постройки первого крематория установление точной даты начала его работы непринципиально. Более важными представляются зафиксированные именно в мемуаристике возникшие в среде приближенной к власти интеллигенции новые практики отношения к смерти. Существуют сведения о том, что первого покойника, труп которого предстояло предать огню, торжественно отобрали в городском морге. В процедуре приняли непосредственное участие сам Б.Г. Каплун и приглашенные им Н.С. Гумилев, Ю.П. Анненков и некая юная особа, имя которой неизвестно. Возможно, это была балерина О. Спесивцева. Ю.П. Анненков вспоминал: «В огромном сарае трупы, покрытые их лохмотьями, лежат на полу плечом к плечу, бесконечными рядами. Нас ожидала там дирекция и администрация крематория. – Выбор предоставляется даме, — любезно заявил Каплун, обратившись к девушке. Девушка кинула на нас взгляд, полный ужаса, и, сделав несколько робких шагов среди трупов, указала на одного из них (рука ее была, помню, в черной перчатке). На груди избранника лежал кусочек грязного картона с карандашной надписью: Иван Седякин. Соц. Пол.: Нищий. – Итак, последний становится первым, — объявил Каплун и, обернувшись к нам, заметил с усмешкой: – В общем, довольно забавный трюк, а? (Анненков 1991: 94) Б.Г. Каплун любил «угощать» приближенных к нему людей экзотическим актом кремации — мало эстетичным и кощунственным с позиций христианско-православной культуры зрелищем. По воспоминаниям К. Чуковского, большевистский лидер часто говорил: «Не поехать ли в крематорий?» — как прежде говорили: «Не поехать ли к „Кюба" или в „Виллу Родэ"?» (так до революции назывались самые шикарные петербургские рестораны). По свидетельствам очевидцев, обстановка в псевдокрематории была угнетающей. Тот же К. Чуковский писал в своем дневнике 1 января 1921 года: «Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивают места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах» (Чуковский 1991: 153). Следует отметить, что это обстоятельство не помешало писателю взять с собой в крематорий свою юную дочь Лидию. Процедура сжигания, столь отличная от традиционного захоронения, по-видимому, влекла своей таинственностью, о чем, в частности, свидетельствуют и визуальные данные. По данным профессора В.Н. Липина, печь для трупосжигания проработала с 14 декабря 1920 года по 21 февраля 1921 года. За это время было кремировано около 400 усопших и менее 5 % из них—по желанию родных или согласно завещанию. В марте 1921 года крематорий, по сути дела, прекратил работу. Б.Г. Каплун пытался как-то исправить положение, но средств явно не хватало, а с введением НЭПа угас и интерес архитекторов и инженеров к идее создания первой в России системы трупосжигания. Комиссия по постройке крематория была ликвидирована, а здание, где он начинал функционировать, стали использовать в других целях. Первый настоящий советский крематорий был открыт в Москве в 1927 году—в почти другой стране, в почти другой культуре. Питерский же эксперимент по созданию учреждения для «огненного погребения» интересен именно совпадением социокультурных представлений о смерти и окружающей ее ритуалистики определенной части российской, в частности питерской, интеллигенции и большевистской верхушки.
Литература Анненков 1991 — Анненков Ю. Дневник моих встреч. Т. 1. Л., 1991. Арьес 1992 — Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Бенуа 1968 — Александр Бенуа размышляет. Статьи, письма, воспоминания. М., 1968. Биржевые ведомости 1917 — Биржевые ведомости. 1917. 11 марта. Утр. выпуск. Бодрийяр 2000 — Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. Гуревич 1993 — Гуревич А. Исторической синтез и школа «Анналов». М., 1993. Кашеваров 1995 — Кашеваров А. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений советской власти и русской православной церкви. 1917-1945 гг. СПб., 1995. Петроградский Совет 1991 — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году: Документы и материалы. Л., 1991. Чуковский 1991 — Чуковский К. Дневник (1901-1929). М., 1991. Шебуев 1930 — Шебуев Н. Москва безбожная. М., 1930 Шкаровский 2006 — Шкаровский М. Строительство Петроградского (Ленинградского) крематория как средства борьбы с религией // Клио. 2006. № 3.
Примечания
Вернуться назад |