ИНТЕЛРОС > №20, 2011 > Портрет идентичности в интерьере Ксения Гусарова
|
Fashion, Interior Design and the Contours of Modern Identity / Ed. by A. Myzelev and J. Potvin. Farnham: Ashgate, 2010. 250 pp.; ill.
Можно ли рассматривать модный костюм и убранство интерьера как единую знаковую систему? Некоторое основание для этого, безусловно, дают заключенные в них возможности для самовыражения индивида — одновременно с тяготением к общепризнанным образцам. Но разве не так, во взаимодействии обычая и случая, конформизма и произвола, протекает история культуры в целом? Более специфический принцип сопоставления может быть выработан, если рассматривать моду и интерьер как медиаторы отношений между телом и средой. В этом случае особую трудность и в то же время интерес для исследователя представляет двойственность определений «внешнего» и «внутреннего»: непосредственно прилегающая к телу оболочка оказывается прежде всего предназначенной для публичной демонстрации, тогда как более удаленная формирует частное пространство. Составители сборника статей «Мода, интерьерный дизайн и контуры современной идентичности» уделяют особое внимание этому сложному соотношению, подвергая сомнению устоявшуюся оппозицию приватного и публичного. Авторы книги последовательно пересматривают, оспаривают, усложняют привычный исследовательский инструментарий, двигаясь в каждом случае от эмпирического материала и намеренно ограничиваясь рассмотрением частных случаев. Такой подход заявлен уже во введении, где теоретическим построениям предпосылается литературно-кинематографический пример, наглядно утверждающий единство моды и интерьера. Речь идет о сцене из «Унесенных ветром», в которой героиня, чтобы скрыть свои финансовые затруднения, решает сшить платье из зеленой бархатной портьеры. Отталкиваясь от этого эпизода, один из составителей сборника Джон Потвин указывает на центральную роль тканей в качестве связующего звена между модой и дизайном интерьера, на их особое значение для конструирования идентичности. Покровы костюма запечатлевают идеализированный образ, предназначенный для глаз наблюдателя, в то время как мебельная обивка и ковры, сохраняя следы пребывания тела, дают более интимный и почти не поддающийся сознательному моделированию слепок. До определенной степени справедливо и обратное: можно рассматривать одежду как воплощенную память о теле, а текстиль в интерьере — как инсценировку, притязающую на выражение индивидуального вкуса. Сама возможность сокрытия, заложенная в тканях, придает любому их использованию элемент театральности, маскарада, при этом разыгрываемая «пьеса» — идентичность—пишется в процессе постановки. Изучать современного человека через призму интерьеров — отнюдь не тривиальное решение. Маргинальный статус, отводимый частному пространству в культуре модернизма, кажется, наложил отпечаток на исследовательскую оптику: эпоха индустриальной современности традиционно рассматривается в первую очередь в связи с публичным аспектом городской среды и коллективным опытом. В противовес этому, авторы сборника стремятся создать культурную историю, в центре которой находится индивид и его непосредственное материальное окружение. Домашняя обстановка парадоксальным образом рассматривается как место формирования «публичной» идентичности новейшей эпохи. Такой подход позволяет сформулировать новые вопросы к привычным картинам, персонажам и сюжетам современности, например в каком интерьере может обитать фланер — завсегдатай городских улиц и площадей? Эстетика модернизма отвергала мягкие покровы, плюш и бархат, которыми изобиловал интерьер в XIX веке, однако, вероятно, именно второстепенная роль, отводимая частному пространству, способствовала сохранению в нем на протяжении долгого времени многих «архаичных» элементов. Составители и авторы сборника, отказываясь от популярного представления о радикальном разрыве в культурной истории начала XX века, предлагают рассматривать буржуазные практики как исток и контекст авангарда, что дает более сложный и нюансированный образ современности. Избегая, насколько возможно, обобщений, исследователи сосредоточивают свое внимание на индивидуальных различиях в конструировании обитаемого пространства, его восприятии и наделении смыслами. Приоритет единичного перед универсальным проявился уже в том, что составители отказались от деления книги на тематические блоки, хотя как минимум две темы — ориентализм и гомосексуальная идентичность — отчетливо выделяются в ряде статей и могут быть названы центральными для книги в целом. Открывающая сборник статья Питера Макнила посвящена «странным»1 пространствам, создававшимся известными эксцентриками XVIII века — британскими писателями Хорасом Уолполом и Уильямом Бекфордом и шведским королем Густавом III. Все эти люди знамениты в числе прочего страстью к коллекционированию, и исследователь стремится продемонстрировать, что интерьеры, проектировавшиеся ими для себя, служили в первую очередь «домом» для вещей из их собраний. Не связанные друг с другом стилистически, комнаты представляли собой драгоценное обрамление для размещаемых в них экспонатов, а в качестве обитаемого пространства носили необыкновенно гротескный, театрализованный характер. По сравнению с продуманными до мельчайших деталей интерьерами, наружный облик зданий выглядел подчеркнуто небрежно, словно изнанка декорации. Переворачивая устоявшийся канон, именно внутреннее пространство выполняло задачи публичной презентации, адресованной, понятным образом, ограниченному кругу лиц. Подобная фиксация на интерьере, предполагающая отрицание внешнего мира и его норм, рассматривается Макнилом как одна из ключевых черт дизайна, выражающего гомосексуальную идентичность. Четвертый пример, анализируемый в статье, на первый взгляд, никак не связан с первыми тремя. Усадьба Уинтертур, принадлежавшая представителям американской промышленной династии Дюпон, была построена в начале XX века и выдержана в полном соответствии с представлениями эпохи о хорошем вкусе, без бросающихся в глаза вычурных изысков. Не существует указаний на гомосексуальные предпочтения кого-либо из владельцев. Однако Питер Макнил считает возможным поставить эту резиденцию в один ряд с другими «странными» пространствами, рассматривая ее как современный аналог дизайнерских чудачеств века Просвещения. Подобно остальным, здание строилось одновременно как загородный дом и как частный музей, вместивший богатейшую коллекцию декоративно-прикладного искусства Англии и Северной Америки XVII — первой половины XIX века. Обстановка мимикрировала под органичное для экспонатов бытовое окружение, а они, в свою очередь, воспринимались как элемент интерьерного декора, укладываясь в общую картину, словно мазки на полотно. Наряду со скрупулезным вниманием к внутреннему пространству (и пренебрежением к наружному виду здания, не имеющему выраженного фасада), основанием для предпринятого Макнилом сопоставления служит предусмотренная проектом вариативность. Гардины и ламбрекены в Уинтертуре менялись ежесезонно, так чтобы орнамент на тканях перекликался с ландшафтным дизайном за окном, который становился продолжением интерьера. Хорас Уолпол, сторонник более радикальных перемен, перестраивал свой особняк на протяжении всей жизни, а вилла Густава III и вовсе имела вид временной постройки. Раскрыл ли Питер Макнил на основании искусствоведческого анализа интимную тайну целлюлозного магната Дюпона, едва ли можно будет установить с точностью, так как личный архив последнего был уничтожен после его смерти. Однако более значимой представляется сама возможность выделить общий принцип в пространственной организации и декоративном убранстве столь различных сооружений. «Жемчужины» коллекций помещаются здесь в драгоценную раковину интерьеров, которая в то же время выполняет защитную функцию, надежно укрывая частную жизнь в своих причудливых изгибах за внешне непритязательными створками. Тот факт, что подобные пространства в XVIII веке воспринимались современниками как нарочито претенциозные, а в XX оказались почти неотличимы от «нормы», заслуживает, пожалуй, отдельного комментария, который, однако, вынесен за рамки статьи. Вопрос о соотношении гендерной/эстетической нормы и альтернативных жизненных стилей в первые десятилетия XX века получает освещение в исследовании Жасмин Ро. В ее статье рассматривается связь лесбийской идентичности и модернистского дизайна на материале творческих биографий декораторов Эйлин Грей и Элси де Вулф, художниц Ромейн Брукс и Глюк. Исследовательница показывает, что до конца 1920-х годов способы выражения не гетеросексуальной женственности в одежде и обустройстве домашней обстановки были растворены в общих поисках «современного» образа жизни. Заимствование мужской прически и элементов костюма, которое позднее начало прочитываться как признак лесбиянки, в рассматриваемый период образовывало широчайший модный тренд и не имело никаких дополнительных коннотаций. Это открывало представительницам сапфической субкультуры простор для экспериментов с собственной внешностью, не навлекая подозрений и преследований. Аналогичным образом интерьерный дизайн, который традиционно находился в ведении женщины — хозяйки дома, до определенного момента мог использоваться для шифровки сообщений, понятных лишь посвященным, и создания новаторских жизненных пространств. Специфика «странных» интерьеров, выделенная Макнилом, в значительной степени совпадает с тем, о чем пишет Ро. Одной из наиболее характерных особенностей выступает стремление к уединению, выражающееся в причудливой планировке с максимальной изоляцией отдельных комнат, создании множества потайных ниш и альковов. Кроме того, дизайнеры-лесбиянки стремились переопределить пространство будуара, придавая ему черты кабинета. Организация для хозяйки дома рабочего места с письменным столом носила характер феминистского жеста, утверждая статус женщины как независимого творческого субъекта. На протяжении 1920-х годов интерьеры, которые героини статьи Ро создавали для себя, и их работы на заказ активно публиковались в модных журналах в качестве образца современного вкуса. Однако в конце десятилетия наступил неожиданный перелом в отношении к этим творческим личностям, их произведениям и самой фигуре женщины-дизайнера. Жасмин Ро связывает эти изменения с пьесой Э. Бурде «Пленница», постановка которой прошла в 1926 году с ошеломляющим успехом в крупнейших театрах Европы и Америки. Сюжет произведения строился вокруг лесбийского влечения, разрушающего гетеросексуальную семью. Несмотря на авторскую симпатию к главной героине, передававшуюся большинству зрителей, публика получила сигнал о существовании опасности, о которой прежде не догадывалась, а значит, своеобразный призыв к бдительности. Женщины- дизайнеры, работавшие над созданием частного пространства для других женщин и под этим «предлогом» проникавшие в любой дом, оказались под особым подозрением. Вследствие этого ряд оригинальных художниц вынуждены были уйти в тень или придерживаться более конвенционального поведения. Однако созданные ими к этому моменту пространства и способы самопрезентации продолжали оказывать существенное влияние на облик современности. Статья Пенни Спарк специально посвящена Элси де Вулф и ее роли в создании образа современной женщины. В отличие от многих других героинь сборника, эта художница отличалась вкусом, который может быть охарактеризован как «консервативный»: на фоне всеобщего увлечения «мальчишеской» модой она стремилась подчеркивать свою женственность, а авангардным дизайнерским разработкам своих коллег противопоставляла интерьеры, выдержанные в неоклассической стилистике. Однако уже в этом заключалось определенное своеобразие, позволяющее говорить о творчестве де Вулф как об альтернативном варианте модернизма. Его своеобразие не сводилось к движению наперекор основным модным тенденциям: де Вулф создала уникальные стилизации под французский классицизм, в которых за счет упрощения орнаментов, акцентировки геометрических форм и изменения цветовой гаммы фактически предвосхищается эстетика ар-деко. Если успех де Вулф как дизайнера в значительной степени опирался на ее светские качества, то Эйлин Грей, к которой обращается в своей статье Джозеф Макбрин, была обязана известностью исключительно оригинальности своих работ. При этом исследователь не стремится показать ее творчество как полюс модернизма, противопоставляемый дизайну Викторианской и эдвардианской эпох, но, напротив, выявляет преемственность идей и техник. Ранние работы Грей вдохновлялись декоративно-прикладным искусством Востока, в частности японскими лаковыми шкатулками и берберскими коврами. Впоследствии художница отдавала предпочтение все более абстрактным формам, в которых мало что напоминало о подобных первообразах. Однако в 1900-1910-х годах ее творчество лежало в русле общего увлечения ориентализмом, по мысли Макбрина, испытывая влияние законодателей мод того времени — Поля Пуаре и Льва Бакста. Кроме того, обращение к традиционным прикладным искусствам роднит Грей с представителями Движения искусств и ремесел, стремившимися обновить «высокую» эстетику, отталкиваясь от народных промыслов. Таким образом, Грей оказывается еретичкой от модернизма, предположительно фаво- ризировавшего машинное производство,— однако реальность подобных стереотипов и ставят под сомнение авторы сборника. Неожиданные параллели к творчеству Грей обнаруживаются в ин- терьерном дизайне Джорджо Армани, которому посвящена закрывающая сборник статья Джона Потвина. Исследователь демонстрирует, что речь идет не о случайном совпадении, но о сознательном обращении к эстетике 1920-х годов с ее минимализмом и гендерной амбивалентностью. Подобно Грей, выкристаллизовавшей европейский модернизм из дальневосточных художественных ремесел, Армани использует преобразованные ориентальные мотивы в костюме и интерьерах, чтобы по-новому определить и акцентировать специфически западную идею индивидуальности, которая оказывается размытой в ситуации постмодерна. Самопознание и самоутверждение через фигуру «другого» блестяще проанализировано в статье Сары Чеан о китайском костюме в европейских интерьерах рубежа XIX-XX веков. В это время на волне интереса ко всему восточному облачение придворных Поднебесной стало необходимым элементом в гардеробе западных модниц. Чеан отмечает, что сам способ носить костюм — наглухо застегнутым в изначальном контексте или нараспашку поверх платья, как советовали модные журналы,—указывает на разные типы отношений между одеждой и идентичностью. В первом случае наряд обозначает социальный статус, который буквально вписан в тело и кажется неотчуждаемым от человека, во втором предполагается возможность варьировать образы, ни один из которых не является основным или «подлинным». Переосмысление китайского костюма на Западе не сводилось к манере ношения: одежда также могла перекраиваться, чтобы лучше соответствовать модному силуэту и фигуре владелицы, и даже разделяться на фрагменты. Богато расшитые нарукавные ленты и орнаментированные вставки, обозначавшие чиновничий ранг, отпарывались и использовались для украшения подушек, сумочек, переплетов книг и блокнотов. Сара Чеан рассматривает подобные практики как символическое «расчленение» китайского мандарина с последующей сборкой этой мифологизированной фигуры в новом порядке, более приемлемом для культурной апроприации. Трансформируемый таким образом костюм она соотносит с принятым в психоанализе понятием «промежуточный объект», обозначающим предмет, при помощи которого ребенок познает границу между собой и окружающим миром. По мысли Чеан, колониальные империи породили тип идентичности, которая в начале XX века переживала подобную инфантильную стадию развития и для приобретения автономности нуждалась в «другом», чьим воплощением стал китайский костюм. Теория Чеан задает концептуальную рамку, в которую вписывается материал других статей сборника, затрагивающих проблематику ориентализма. Более того, она оказывается применимой и для анализа отношений с «другим» вне оппозиции Запад—Восток. Так, конструирование канадской национальной идентичности, рассматриваемое в статье Аллы Майзелев, разворачивалось на основе идеализированных образов Старого Света. Еще один вид «экзотики» затрагивается в работе Дженис Хелланд о выставках-продажах шотландского и ирландского домотканого текстиля в салонах английских аристократов в 1890-х годах. Наконец, «другой» неустранимо присутствовал в самой идее художественного вкуса, имевшей хождение во второй половине XIX — начале XX века. Авторитетным источником эстетических критериев выступали в это время преимущественно голоса деятелей искусства — мужчин, в то время как их итоговым адресатом являлись женщины, воплощавшие теоретические установления в практике интерьерного декора, в выборе и ношении одежды. Как показывает в своей статье Анна Андерсон, распространенное на рубеже веков стремление превратить обитаемую среду в целостное произведение, придав ей стилистическое единство, охватило и костюм. Гармонировавшие с интерьером платья, зачастую создававшиеся выдающимися художниками, превращали женщин в декоративные объекты, имеющие определенное место в пространстве дома. Символически подчеркивая зависимое положение женщин, их заточенность в четырех стенах, ограниченные возможности получения образования и профессиональной самореализации, подобные костюмно-интерьерные ансамбли порождали, по мысли исследовательницы, беспокойство на грани безумия, следы которого явственно различимы в литературе этого периода. В менее драматичном ключе эта тема трактуется в статье Клайва Эдвардса. Опираясь на концепцию Ирвинга Гофмана, согласно которой любое социальное взаимодействие может быть рассмотрено как театрализованная игра, этот автор подробно рассматривает принятые в XIX веке принципы создания «сценических декораций», которые позволили бы повседневному «представлению» смотреться наиболее выигрышно. Женщины, подбирающие для отделки интерьера ткани, выгодно оттеняющие цвет лица, отнюдь не выглядят в статье Эдвардса жертвами навязанных эстетических систем, а, напротив, активно обустраивают среду в своих интересах. Героини романов декадентской писательницы Рашильд, которым посвящена статья Хайди Бревик-Зендер, идут в своем самовыражении через костюм и интерьер еще дальше, бросая открытый вызов буржуазным условностям, от представлений о хорошем вкусе до норм нравственности. В то же время исследовательница видит в описаниях этих эксцентрических нарядов и пространств своеобразный ключ к трагическим судьбам персонажей. Раздвигая границы возможного, нарушая все мыслимые законы, героини Рашильд не могут нарушить сам принцип связи женщины и ее материального окружения, как он понимался в XIX веке. Однако другие статьи сборника показывают, что в менее эпатажной форме и спустя совсем недолгое время это удалось сделать поколению дизайнеров, к которому принадлежали Элси де Вулф и Эйлин Грей: созданные ими «странные» пространства позволяли укрыться от натиска современности, оставаясь в ее эпицентре.
Примечание
Вернуться назад |