ИНТЕЛРОС > №20, 2011 > Страна Фантазии Елена Игумнова
|
20 костюмов для России. Испанские дизайнеры — диалог с литературой. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва. 28 марта — 10 мая 2011 Творцы Грез. Фонд культуры «Екатерина», Москва. 23 марта — 22 мая 2011
И высокую, и массовую моду подчас винят в легкомысленности и непрактичности: придуманные дизайнерами наряды выходят в свет на сезон, а бывает, что лишь однажды — на подиум. Кульбиты вытачек, головоломки кроя, прозрачные материалы, причудливые шляпы и вышивки — перенесенные из мира фантазии в низовой бытовой жанр эти вещи выглядят «экзотами», пришельцами из другого измерения. Потом они находят свое место в частных собраниях, в музеях дизайна и моды, демонстрируя яркий, не закамуфлированный практическими нуждами почерк дизайнера. Такие объекты чистого искусства показывали в Москве на двух выставках: «20 костюмах для России», показанных в рамках года Испании, и «Творцах Грез», где представляли костюмы легендарного цирка Cirque du Soleil. Первая из них проходила во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и связывала мир моды с литературой. Организаторы (Министерство культуры Испании, Испанский институт внешней торговли, Институт Сервантеса и Ассоциация модных дизайнеров Испании) выбрали тексты русско- и испаноязычных авторов, а 20 испанских дизайнеров создали костюмы под впечатлением от этих произведений. Языком кроя они попытались передать не только образ героев, но ткань и ритмику самого текста — произведение, воссозданное не в виде книги, а как костюм. Идея этой выставки родилась несколько лет назад, и сначала литературной основой были произведения только испаноязычных авторов — от Сервантеса до Маркеса и Льо- сы. Путешествуя по разным странам, экспозиция прирастала местными «литературными» костюмами — японскими, китайскими, турецкими, итальянскими, венгерскими. При подготовке российского варианта дизайнеры выбрали «Анну Каренину» Льва Толстого, «Лотову жену» Анны Ахматовой, «Музу» Марины Цветаевой, «Учителя словесности» Антона Чехова и «Невский проспект» Николая Гоголя. Рядом с каждым костюмом высокий стенд с текстом—увеличенные страницы книги, образ которой представлен языком одежды. Гоголевский Невский проспект, шумный и манящий, где «пахнет одним гулянием и. позабудешь о всяком деле», одет в красное платье с асимметричной проймой Angel Schlesser. Платье для ахматовской Лотовой жены от Roberto Verino воплощает печаль — полупрозрачной кисеей и рваной плетенкой полос ткани. Платье для Анны Карениной от Duyos одновременно хрупко и провокационно: отрезы прозрачного шелка на груди и у колен, основа цвета пыльной розы с тонкими кружевными листьями и яркие полосы воротничка и пояса — словно страсть, прорывающаяся наружу. Дульсинею из «Дон Кихота» Сервантеса дизайнеры компании Loewe одели в открытое платье черного цвета, традиционного для Испании и Мадридского двора тех лет. Исключительность этого образа передана в материале: вместо хлопка, шерсти или шелка дизайнеры выбрали бликующую ворсом стриженую шкуру. Также традиционный в Испании черный выбрали Лидия Дельгадо (длинное черное платье с сетью звездочек на рукавах и верхе по мотивам «Квартала чудес» Росы Часель), дизайнеры Ailanto («Пять часов с Марио» Мигеля Делибеса), Davidelfin (интригующее как «черная пустота» шелковое платье с молниями по стихотворению «Освобожденные II» Антонио Гамонеды). Радикальную кожу использовали для нарядов Роберто Торретта (черное короткое платье для Карлоты Фанберг, героини Антонио Муньоса Молины) и Амая Арзуага (мечта конструктивиста — сложное геометрическое платье с градуированной по тону окраской для героини «Бреда и судьбы» Марии Самбрано). Испанский дизайн, судя по этой выставке, минималистичен в деталях, дизайнеры больше работают с кроем, чем с внешней декорацией (вышивкой, принтами или клепками). Одни костюмы достаточно просты, как зеленое в розовый горошек для Манюси из «Учителя словесности» Чехова (Фернандо Лемоньез). Другие буквально «построены» — как платье Хуанхо Оливы для «Музы» Цветаевой, накидка Хесуса дель Позо по «Годам с Лаурой Диас» Карлоса Фуэнтеса, асимметричное алое платье «Той мошки, что назойливо кружила» Ольвидо Вальдеса (дизайн Анны Локинг) или платье Модесто Ломбы, навеянное романом Маркеса «Сто лет одиночества», сделанное из желтой ткани, защипленной во множестве мест. Самый дерзкий наряд представила Агата Руис де ла Прада — платье из прозрачного пластика, у которого подол заполнен разноцветными шариками. Оно посвящено Урании из «Праздника козла» Марио Варгаса Льосы. На выставке «Творцы Грез» в Фонде культуры «Екатерина» показали наряды воображаемых персонажей, но которые носят реальные люди, причем люди, активно двигающиеся на земле, в воде и по воздуху. Это костюмы и парики артистов знаменитого «Цирка Солнца» — Cirque du Soleil, чья красота, фантазийность и в то же время продуманность деталей (ничто не должно мешать актеру во время представления) делают их настоящими произведениями высокого искусства. Они помогают раскрыть персонаж, усилить эффект от происходящего, создать волшебство атмосферы на сцене. В экспозицию включены костюмы самых известных спектаклей — Varekai, Corteo, «О», Viva Elvis, Totem и грядущего Saltimbanco. На огромных экранах транслируются отрывки из шоу, для которых создавались представленные наряды. Выставка сценических костюмов — ярких, драматических и озорных, веселых и пугающих — не шоу и не балаган. Это своего рода история цирковой труппы, показанная с помощью костюмов. Все «наряды» в цирке создаются в единственном экземпляре под конкретного артиста, не передаются от одного к другому. Простым тканям не выдержать нагрузок и числа представлений, поэтому истории и сюжеты постановок раскрываются с помощью пластичных и внешне эффектных материалов: силикон, латекс, пластик и упрочненная синтетика. Кроме фантазии, тут виден строгий расчет: при создании сценического наряда мастер обязательно консультируется с физиотерапевтом, чтобы понять, не мешают ли артисту вес и детали костюма. Среди экспонатов — исторические раритеты вроде костюма одного из основателей цирка Жиля Сент-Круа, в котором он в 1984 году прошел на ходулях от канадского городка Бе-Сен-Поль до Квебека, чтобы привлечь внимание к шоу. Показывают и костюмы, придуманные современными кутюрье, — например, наряд, созданный для шоу Zumanity Тьерри Мюглером. Вернуться назад |