ИНТЕЛРОС > №20, 2011 > Мода как бизнес: правила игры

Лидия Хесед
Мода как бизнес: правила игры


18 декабря 2012

Образовательная программа Practicum: British Fashion. Центр современного искусства «Гараж», Москва. 1-2 апреля 2011.

 

Мода — это управляемая эпидемия.
Бернард Шоу

 

Мода — это не только высокое искусство, но и прибыльный бизнес. На сегодняшний день индустрия моды является одним из самых дина­мичных и перспективных секторов современной экономики. За фа­садами показов и глянцевых фотосессий крупнейшие дома борются за место на рынке. Мейнстрим постепенно вытесняет высокую моду, отводя ей все более узкую нишу. Витрины магазинов пестрят коллек­циями H&M и Top Shop.

В таких условиях начинающему дизайнеру практически невозмож­но пробиться к покупателю. У большинства молодых российских моде­льеров остается только два пути: присоединиться к одной из крупных компаний, оставив мечту о создании собственной марки, или уйти в модное подполье, ограничившись любительскими показами для дру­зей и маленькой студией на окраине города.

Ситуация усугубляется тем, что в России практически не существует современных программ профессионального развития в области моды.

Выпускники дизайнерских факультетов — это художники, которые в большинстве своем не знакомы с законами модного бизнеса и не гото­вы к тому, чтобы открывать собственное дело.

Одной из первых попыток исправить положение стала образователь­ная программа Practicum: British Fashion, прошедшая в Москве в апре­ле 2010 года. Программа, организованная Британским советом России совместно с партнерами, имела большой успех: в рамках практикума прошли лекции, круглые столы и дискуссии с участием успешных бри­танских дизайнеров и консультантов, а начинающие российские моде­льеры получили возможность познакомиться с самым прогрессивным модным рынком Европы и заявить о себе на международном уровне.

В этом году организаторы программы решили расширить как со­став участников, так и спектр обсуждаемых вопросов. На практикуме, прошедшем 1-2 апреля 2011 года в Центре современного искусства «Гараж» и приуроченном к неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, двенадцать молодых дизайнеров из России и Европы предста­вили свои проекты широкой аудитории и приглашенным экспертам. В роли жюри выступили британские специалисты: Тоби Медоуз — ав­тор бестселлера «Как создать и раскрутить модный бренд»; Джанин Пасли — менеджер по закупкам Top Shop и руководитель консалтин­говой компании EI8HT; Амелия Грегори — издатель, редактор и арт- директор журнала Amelia's Magazine; Клэр Лопман — профессио­нальный дизайн-консультант и модельер, преподаватель Британской высшей школы дизайна в Москве; Майкл Салак — создатель агентства BLOW PR, консультант Лондонской недели моды.

Презентации молодых модельеров, перемежавшиеся комментария­ми экспертов и вопросами зрителей, погрузили взыскательную москов­скую публику в калейдоскоп образов, стилей и направлений. Ярко и не­обычно выглядели геометрические платья Лизы Шахно — постоянной участницы фестивалей Design Act и Faces and Laces, лауреата конкурса Kremlin Stars 2009. Изюминкой ее дебютной коллекции «Squaring the Square» является нестандартный крой моделей: вся одежда состоит из прямоугольников, квадратов и треугольников, образующих причудли­вые сочетания и создающих эффект оптической иллюзии.

Коллекции Лизы Шахно вторят работы латвийского дуэта MARE- UNROL'S. Победители конкурса Grand Prix L'Oreal, дизайнеры Мааре Мастиня и Роланс Петеркорпс долгое время занимались созданием театральных костюмов (в том числе костюмов к латвийской поста­новке оперы «Евгений Онегин»). Театральность и лицедейство стали визитной карточкой коллекций MAREUNROL'S, причем это прояв­ляется не только в стиле самой одежды (асимметричный крой, много­слойные драпировки, замысловатые капюшоны и воротники), но и в оформлении самих показов, каждый из которых превращается в не­повторимое шоу.

В противоположность латвийской коллекции подчеркнуто просто и практично выглядят модели коллаборации [Пять Пять] — группы выпускников Британской высшей школы дизайна в Москве. [Пять Пять] — это качественная и комфортная повседневная одежда, создан­ная для активной и независимой молодежи. Дизайнеры [Пять Пять] ра­ботают в стиле slow-fashion, не гонясь за эпатажем, но создавая вещи, которые будут любить и носить годами.

Простая и удобная одежда «для жизни» — излюбленная тема как для российского, так и для европейского рынка. В этом стиле работа­ет датский дизайнер Силас Адлер, автор марки Soulland, получившей признание на показах в Копенгагене и Париже. Сегодня мало кто пом­нит, что модельер, чьи работы продаются сегодня по всему миру, на­чинал в 2002 году с небольшой компании по производству футболок с принтами.

С ярких принтов в свое время начинала и Михаэла Мазаланова—мо­дельер из Словакии. Михаэла работает сразу в нескольких направле­ниях: с одной стороны, это коллекция, созданная на основе готовой одежды (recycled); с другой стороны — чрезвычайно элегантная и жен­ственная линия коктейльных платьев из роскошного атласа и шелка.

В ходе презентаций выяснилось, что европейские дизайнеры, так же как и их российские коллеги, сталкиваются при освоении рынка с од­ними и теми же трудностями. Как отмечает Малгоржата Кральковска, организатор польского фестиваля Fashion Philosophy, «большинство молодых дизайнеров уезжают в Италию и Францию, поскольку не ви­дят перспектив на местном рынке. Те, кто остается, работают с узкой группой клиентов, создавая одежду „для своих"». Эти слова подхваты­вает Михаэла Мазаланова, дизайнер из Словении: «Сейчас я работаю над тремя разными коллекциями, каждая из которых рассчитана на конкретную аудиторию с определенным доходом, стилем жизни, обра­зованием и кругом интересов. Каждый раз мне приходится проводить целое исследование, прежде чем найти своего покупателя, поскольку большинство предпочитает искать одежду на распродажах».

Попыткой найти ответ на этот и другие актуальные вопросы стали лекции британских экспертов, прошедшие в рамках практикума. Клэр Лопман, модельер и дизайнер, впервые представившая свою коллек­цию в России в рамках прошлогодней программы Practicum: British Fashion, на сегодняшний день является куратором курса Fashion De­sign в Британской высшей школе дизайна в Москве. Ее уникальный курс — это практическое руководство по созданию и развитию соб­ственного бизнеса в области моды. Студенты Клер получают возмож­ность стажироваться за границей, создавать коллекции совместно с признанными модельерами, на практике постигать механизмы рабо­ты модного рынка и рекламы. Наиболее талантливые студенты при­нимают участие в показах вне основного расписания (off-schedule) на Российской неделе моды, которые являются стартовой точкой для мо­лодых модельеров и смотровой площадкой для журналистов и потен­циальных заказчиков.

Своим опытом охоты за аудиторией поделилась Амелия Грего­ри, редактор журнала Amelia's Magazine. Журнал начал издаваться в 2004 году, в 2008 стал электронным. Издание знакомит читателей с последними новинками мира моды, дизайна и музыки, предлагая увлекательные тексты, яркие иллюстрации и множество дополни­тельных материалов. Онлайн-аудитория Amelia's Magazine составляет 65 000 уникальных посетителей в месяц. Электронная версия журнала обходится дешевле и одновременно позволяет использовать нестан­дартные подходы к оформлению иллюстраций: 3-D инсталляции, ани­мационные клипы с участием моделей и самих дизайнеров, музыкаль­ное сопровождение, прямые трансляции с показов моды и закрытых вечеринок. Амелия также активно осваивает социальные сети: журнал имеет свои странички в нескольких десятках ресурсов, включая Face- book, Twitter, Open Space, Tumblr.

«Сегодня социальные сети и блоги — это один из главных источни­ков информации о подающих надежды модельерах, которые пока не имеют возможности представить свои коллекции нигде, кроме соб­ственного сайта»,— вслед за Амелией Грегори отмечает Майкл Салак, создатель рекламного агентства BLOW PR. Агентство Майкла оказыва­ет поддержку начинающим модельерам, предоставляя им площадку для показов, мастерские для пошива одежды и стартовый капитал для раскрутки своей марки. Открытиями Майкла стали такие имена, как Alexander McQueen, Giles, Luelle.

Подобных стартовых платформ в Великобритании достаточно мно­го, недаром британский рынок моды признан одним из самых про­грессивных и динамичных в мире. Счастливчики, прошедшие кон­курсный отбор и попавшие на подобную программу, за несколько лет приобретают солидное имя в мире моды и выходят на международную арену. Ярким примером такого проекта является лондонский фести­валь Fashion East, именитые выпускники которого представили свои коллекции 3 апреля 2011 года в Москве, на фестивале Mercedes Benz Fashion Week Russia. Как рассказывает руководитель проекта, Луиза

Кеннеди, фестиваль Fashion East был основан в 2000 году с целью под­держки и профессионального развития начинающих дизайнеров. Каж­дый сезон три дизайнера мужской и женской одежды получают воз­можность представить свои коллекции в рамках Лондонской недели моды. С 2005 года в рамках фестиваля существует отдельное направ­ление MAN для дизайнеров мужской одежды.

Именно с показов MAN начал свою карьеру Джеймс Лонг, предста­вивший в Москве дебютную коллекцию женской одежды осень-зима 2011. Выпускник Королевского колледжа искусств, Лонг впервые за­явил о себе в 2007 году, когда его мужская коллекция была призна­на главным открытием Лондонской недели моды. С тех пор сочета­ние кожи и джинсовой ткани, яркие принты и массивные аксессуары стали визитной карточкой Лонга. Вдохновленный успехом, модельер приступил к созданию линии женской одежды. Любитель эклектики, Лонг играет на сочетании крупной вязки и макраме, базовых тонов и ярких акцентов (вышивки или плетения), свободного кроя и асимме­тричного силуэта.

Любовь к контрастам, которая проявляется в коллекции Лонга до­вольно сдержанно, в полную силу раскрывается в работах его коллеги, Луизы Грей, которая также является выпускницей программы Fashion East. Коллекцию Up Your Look, которая была представлена в Москве, Луиза охарактеризовала следующим образом: «клетка, полоска, горох и некоторые вариации на тему». Воздушные шары в качестве голов­ных уборов, сочетание красного атласа, синей сетки и зеленой кожи, лаковые сапоги в золотистый горох—по сравнению с коллекцией Джеймса Лонга модели Луизы Грей выглядят эксцентрично, однако, как заявляет сама Луиза, «моя одежда — это прежде всего произведе­ния искусства». Ее излюбленный прием — игра с фактурой ткани и со­четание геометрических орнаментов. Источниками вдохновения для Луизы являются с одной стороны, народный костюм (в частности, тра­диционная клетка, которую прославили шотландские килты и пледы), с другой — авангардная геометрическая графика, которой знаменита Школа искусств Глазго.

Вместе с Луизой Грей и Джеймсом Лонгом свою коллекцию в Мо­скву привез Мариос Шваб, чье имя уже несколько лет не сходит с об­ложек солидных журналов. В 2006 году участник программы Fashion East стал главным открытием Лондонской недели моды. В его элегант­ных платьях из мягкой кожи и воздушного шелка с отделкой из по­лудрагоценных камней не раз появлялись Кейт Мосс, Кайли Миноуг и Клеманс Поэзи. Осенне-зимняя коллекция Шваба, на которую мо­дельера вдохновило эссе австрийского архитектора Адольфа Лоссе, автора книги «Орнамент и преступление»,— это функциональный декор, ажурная выделка кожи и элегантный крой, подчеркивающий красоту женского тела.

Показы Джеймса Лонга, Луизы Грей и Мариоса Шваба, прошедшие при поддержке Британского совета России и программы Fashion East, стали центральным событием фестиваля Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Будучи далеко не новичками в мире моды, все трое были при­ятно удивлены интересом, который их коллекции вызвали у зрителей. Как отметил Мариос Шваб, «сегодня, когда большинство дизайнеров уходят в Интернет, нам вдвойне приятно демонстрировать свои рабо­ты „вживую" и видеть в глазах публики реакцию на наши идеи. Осо­бенно интересно наблюдать за зрителями в России, поскольку здесь, как ни в одной другой стране, люди открыты новым веяниям и воз­можностям. У современной российской моды огромный потенциал, и я уверен, что через несколько лет на мировом рынке появится не­сколько новых имен».

Новых имен действительно много, и, пожалуй, главное, чего не хватает молодым российским дизайнерам,— это профессиональный опыт и знание международного рынка. Первое — дело наживное, вто­рое — вполне поправимое: успех программы Practicum: British Fashi­on доказывает, что образование в сфере моды должно стать главной тенденцией сезона.


Вернуться назад