ИНТЕЛРОС > №24, 2012 > Рисунки на ткани для мирного времени Лора М. Хелмз
|
«Женщины-дизайнеры: послевоенный британский текстиль» (Designing Women: Post-war British Textiles). Музей моды и текстиля, Лондон. 16 марта — 16 июня 2012
Послевоенный период в Великобритании вошел в историю как пора лишений и продуктовых карточек, но он также связан с расцветом творчества и производства. Экономика была в упадке, а Лондон — в руинах, и правительство направляло основные силы на реконструкцию, хорошо понимая при этом важность искусства для развития промышленности, а тем самым и экспорта. В конце 1940-х годов была введена новая система грантов, позволявшая представителям рабочего класса учиться в школах искусств. Эта и ряд других мер способствовали созданию в 1950-х годах климата, поощряющего расцвет экспериментов и творчества. Сейчас в Лондонском музее моды и текстиля (ММТ) проходит выставка «Женщины-дизайнеры: послевоенный британский текстиль». Она воздает должное работе нескольких художниц, чьими усилиями в период после Второй мировой войны текстильный рисунок радикально изменился. Считается, что послевоенный британский дизайн во всех его направлениях начался на «Фестивале Британии» 1951 года — национальной выставке, отметившей столетие Всемирной выставки в Хрустальном дворце. Фестиваль планировался с 1943 года и проходил сразу в ряде мест, имея своей целью продвигать на рынок британскую науку, технологию, индустриальный дизайн, архитектуру и живопись. Павильоны были наполнены произведениями декоративного искусства, созданными специально к фестивалю, — к примеру, павильон «Дома и сады» украшал широченный кусок ткани с абстрактным рисунком из ярко- желтых, оранжевых, черных и белых полукружий, плавающих на оливковом фоне. Эта ткань, Calyx, разработанная Люсьен Дэй (1917-2010), стала громким успехом производителя, фабрики Heal's, и выиграла множество международных призов. В том числе и благодаря этому индустрия стала больше доверять текстильным дизайнерам — изначально Heal's не хотели платить Дэй ее обычный гонорар за эскиз, поскольку не верили, что подобный дизайн найдет покупателя. Выставка в ММТ открывается Calyx и рядом других рисунков Дэй начала 1950-х годов, тем самым подчеркивая важность ее работы, способствовавшей тому, что абстракционизм и модернизм стали частью мейнстрима. Люсьен Дэй и ее современницы Жаклин Гроаг (1903-1986) и Марианн Малер (1911-1983) стали центром этой выставки, их работы размещены в большом нижнем зале. Каждая из них подолгу сотрудничала с производителями массового рынка, считая, что хороший дизайн адресован всем, а не только элите. Дэй работала с Heal's на протяжении 20 лет и создала более 70 эскизов; она также придумала дизайны для ряда других фирм, в частности ткани для Edinburgh Weavers и British Celanese, ковры для Tomkinsons и Royal Wilton, чайные наборы для фабрики Rosenthal ceramics. Два из них можно посмотреть на выставке. В 1950-е годы работы Дэй характеризует линейность и игривость, в это время она создает и абстрактные рисунки, такие как Calyx и схожий с ним Flotilla (1952), и предметные, — такова, например, затейливая работа «Слишком много кухарок» (1959), с рядами женщин в фартуках разных размеров. Лично подбирая комбинации цветов для каждого сочетания, Дэй проявила талант колориста, соединяя яркие и приглушенные тона в манере весьма индивидуальной и в то же время понятной для массового потребителя. Секция, посвященная Дэй, заканчивается несколькими образцами тканей конца 1960-х годов — к тому моменту она уже перешла на крупномасштабную графику с яркими полосами и лучами. Чешская художница Жаклин Гроаг училась вместе с Йозефом Хоф- фманном в «Венских мастерских» в 1930-е годы, где она создавала ткани для таких кутюрье, как Шанель и Скиапарелли, а в 1939 году эмигрировала в Британию. В 1950-х получил известность придуманный ею жанр причудливых абстрактных текстильных рисунков; часто она делала ткани с предметными рисунками — как, например, «Семейная прогулка» (Family Outing, 1954) — орнамент из птиц, чьи силуэты пересекаются неровными линиями и заполнены цветными овалами. Сотрудничая с большим количеством фирм, среди которых можно назвать David Whitehead Ltd., Гроаг разрабатывала дизайн для разнообразных продуктов, включая ковры, поздравительные открытки, пластиковую упаковку, текстиль, обои и оберточную бумагу. В ее работах, которые отличаются яркой цветовой гаммой и сильными линиями, заметны модернистские корни. В отличие от Дэй, Жаклин Гроаг сохранила многие из своих первоначальных набросков, часть из которых нашли место в экспозиции, разместившись вдоль лестницы. Эти небольшие работы отличаются тонкой детализацией и использованием разнообразных изобразительных средств и техник, включая коллаж и гуашь. Завершают экспозицию в нижней галерее работы Марианн Малер, австрийской эмигрантки, еще одной протеже Хоффманна. Малер в основном работала с David Whitehead Ltd. и создавала игривые, радостные и в то же время утонченные рисунки. Такие ее работы, как «Без названия» («Храм») 1954 года — с орнаментом из схематически нарисованных греческих храмов — и «Без названия» («Вазы») 1952 года, демонстрируют новый подход к изображению предметного мира, нарастающую тенденцию к стилизации и абстракции. На ее самом известном текстильном рисунке, «Без названия» («Паруса») (1952/53), форма объекта доводится до абстракции путем повторяющихся наложений. Вдохновленная современным искусством, Малер обращалась к творчеству Александра Гардена — в геометрической, ритмичной работе «Без названия» («Мобили», ок. 1952). В этом она была отнюдь не одинока. Дэй также признавала в своих работах начала 1950-х большое влияние Пауля Клее и Жоана Миро. На маленьких платформах стоят два манекена, одетые в платья из ткани по эскизам Малер, а рядом в витрине выставлен небольшой ламинированный поднос ее дизайна. Меньшее помещение верхней галереи отдано трем менее известным текстильным дизайнерам: Поль Везлей, Мэри Уайт и Мэри Уоррен. Поль Везлей, британка по происхождению, урожденная Марджори Уотсон-Уильямс, изменила свое имя после переезда в Париж в 1926 году. Скульптор и художник-абстракционист, она вернулась в начале Второй мировой войны в Лондон, где и продолжила свою карьеру. В 1950-х работала на Heal's, ее дизайнерским работам этого периода присуща размашистая абстрактная манера, отличающая и ее картины, выполненные обычно в двух цветах. Намного более графич- ные и драматичные, чем другие работы на этой выставке, ее рисунки не просто позволяют говорить о влиянии на них искусства — они сами ему принадлежат. Мэри Уайт, напротив, подходила к своим дизайнам традиционно. Она увлекалась флористическими и древесными мотивами (прожив всю жизнь в сельской местности, в графстве Кент), и ее самые известные работы «Заросли» (Coppice) и «Сад и огород» (Cottage Garden) для Heal's (1954 и 1955 годы соответственно) представляют собой графические изображения листьев и растений поверх пульсирующих пятен цвета. Мэри Уоррен также создавала дизайны для Heal's и особенно прославилась благодаря работе «Моллюск» (Nautilus, 1954), графической интерпретации раковины моллюска, как бы плывущей на фоне вертикальных полос. Двадцать лет, прошедшие после Второй мировой войны (1945-1965), привели Британию к процветанию, и вместе с этим пришел все возрастающий оптимизм, который отразился и в стилистике и обустройстве домашних интерьеров. Все дизайнеры, представленные на этой выставке, стремились сделать хороший дизайн доступным для рядового потребителя и тем самым ощутимо способствовали этим переменам. Кураторы приложили все усилия, чтобы продемонстрировать текстиль в самом выгодном свете — чаще всего полотнища развешены непосредственно на стенах или свисают с потолка. Также представлены журналы того времени с рекламой демонстрируемых тканей — они помогают посетителю представить, как использовались эти ткани. Это тем более важно, учитывая, что в последние годы настолько ярко декорированный текстиль в домах почти уже не используется. Отличаясь полнотой и информативностью, выставка показывает, насколько важную роль сыграли женщины-дизайнеры в реформировании внутреннего убранства дома в послевоенной Великобритании. Практически полностью собранная из коллекции Джил Уилтс и Кирка Брауна, пары из Колорадо (они начали коллекционировать британский текстиль середины века в конце 1990-х годов), выставка «Женщины-дизайнеры: послевоенный британский текстиль» являет собой яркое свидетельство значимости текстильного дизайна в экономическом и эмоциональном восстановлении Британии после военного опустошения. Перевод с английского Марии Дугиной Вернуться назад |