ИНТЕЛРОС > №24, 2012 > Британский парадокс

Елена Игумнова
Британский парадокс


04 февраля 2013

«Reconstruction: культурное наследие и современные тенденции моды». Центр дизайна ARTPLAY, Москва. 24 апреля — 10 мая 2012

 

Настоящий британец — ходячий парадокс: он любит и тонкий юмор, и грубую шутку, борется за космополитизм и скрывается от мира в своем саду, упрямо следует традициям и не менее упорно их же лома­ет, даже если есть от чего опечалиться. То же относится и к феномену британской моды — консервативные негласные правила и их же раз­рушение (пальто с балетками на босу ногу, классические туфли с яр­кими гольфами) соседствуют и на показах респектабельных марок, и у авангардной молодежи.

На прошедшей в московском Центре дизайна ARTPLAY выставке «Reconstruction: культурное наследие и современные тенденции моды» кураторы пытались примирить эти вечные противоречия. Лондон не первое десятилетие — одна из главных модных площадок, на его ули­цах и подиумах без напряжения смешивается старое и новое. Хотя в концепте выставки заложено неизбывное для британского уха слово «традиции», это рассказ не о старой доброй Англии, лондонских денди и консервативной безупречности. Викторианский слоган «Rule, Britain» (Правь, Британия) давно трансформировался в «Cool Britain» (Модную Британию) — страну, где уличная мода нахально и весело ворвалась на подиум, где появились мини-юбки и целые субкультуры, опознать которые помогала одежда.

Сама экспозиция довольно лаконична: пара видео и небольшие стенды с манекенами, представляющими работы семи британских ди­зайнеров (Пола Смита, Вивьен Вествуд, Хусейна Чалаяна, Софии Кокосолаки, Питера Йенсена, Мариоса Шваба и Османа Юсефзада) че­рез их обращение к прошлому — историческому, национальному или личному. «Открытий чудных» не случилось — приехавшие наряды в случае с дизайнерами старшего поколения избыточно узнаваемы, а в случае с «молодежью» — не слишком экспериментальны. Традиционны и предсказуемы и хулиганские цветные подкладки Пола Смита на офисных костюмах, и мятые платья Вивьен Вествуд, и «скандинав­ские» узоры Питера Йенсена в его нарядах из коллекции, посвященной тете Джит и Гренландии. Псевдо-хитоны Османа Юсефзада, скромные на вид интерпретации австрийских юбок и блузок с рюшами Марио­са Шваба, черно-белые платья Софии Кокосолаки хоть и развлекают складками или причудливой графикой, но не слишком отличаются от бытовой одежды.

Все это к тому, что лучшей на выставке оказалась не ее статичная часть с манекенами, а специальная программа, подготовленная Бри­танским советом при поддержке Британской высшей школы дизайна в Москве и портала «Теории и практики». С лекциями о моде, разви­тии и продвижении модных блогов, организации выставочных проек­тов, с показами документальных фильмов о британских дизайнерах и лучших шоу, с семинарами и мастер-классами даже при определенной сноровке сложно было управиться за отведенную им неделю. Много­составная программа отразила состояние британской моды лучше яв­ленных манекенов: разношерстная и пестрая, как лондонская публика, она объединила в себе большинство из того, что волнует современных дизайнеров. Например, мастер-класс Джулиана Робертса, показавше­го свой метод «уклонения от кроя», мог бы послужить отличным про­тивоядием от скучных теории и практики кроя, которые преподносят в институтах нашим молодым модельерам.


Вернуться назад