ИНТЕЛРОС > №26 ,2013 > Что вы знаете о «мадемуазель Розе»? Ксения Бодэриу
|
Michelle Sapori. Rose Berthin, ministre des modes de Marie- Antoinette. Paris: Ed. de I'Institut frangais de la mode: Ed. du Regard, 2003. 416 pp.
Вполне вероятно — ничего не знаете. Но вот о последней французской королеве Марии-Антуанетте знаете непременно. А судьбы этих двух женщин неразрывно связаны, утверждает в своей работе Мишель Сапори. Ее книга — биография модистки мадемуазель Бертен, парижской продавщицы модных товаров эпохи Людовика XVI. В названии Мишель Сапори называет Розу Бертен «министром мод», что сразу сообщает о чрезвычайно высоком статусе этой дамы, о ее огромном творческом вкладе в развитие французской моды в течение нескольких десятилетий: в 1770-1790-е годы. Действительно, магазин Бертен Grand Mogol был уникальным предприятием, развернувшимся на всю Европу; сеть поставщиков, количество клиентов, оборот — все свидетельствует о гении его создателя, яркой, неординарной личности, одаренной многими талантами: изысканным вкусом, предпринимательским чутьем и не в последнюю очередь — даром общения. Доказывая это, автор, впрочем, остается на позициях непредвзятого исследования и признает, что еще предстоит ответить на вопрос: была ли именно Роза Бертен вдохновительницей тех изменений, которые пережили европейские моды в 80-е годы XVIII века (с. 147). А ведь расцвет магазина Grand Mogol как раз приходится на тот период, когда удобство, пропорциональность, непосредственность становятся определяющими идеями женского образа. Прежняя элегантность теперь обретала себя в более сдержанных формах даже в официальном придворном гардеробе: это касается размеров причесок и ширины юбок. Итак, мадемуазель Бертен — «министр мод», проводящий столь значимые реформы. Мишель Сапори не первая возводит свою героиню в эту должность: в обзоре трудов предшественников Сапори указывает труд Пьера де Нувиона и Эмиля Льеза, которые уже в 1941 году титуловали Розу Бертен министром этих «неполитических» материй, а также лент, кружев, аксессуаров. Но на мой взгляд, работа Мишель Сапори прекрасна именно тем, что представляет знаменитую модистку не только как министра — то есть советчика и поставщика Марии- Антуанетты, — но создает ее образ как коммерсанта, как путешественницы, как друга и собеседника, как жертвы революционных вихрей, как радеющей тети двух племянниц и двоих племянников — как в общем- то нормального человека, чья жизнь не ограничивается созданием туалетов для королевы. Собственно, более половины книги посвящено жизни Бертен «вне» отношений с Марией-Антуанеттой (хотя и сложно поспорить с тем, что слава, статус, клиентура, которые приобретает Бертен в результате этого покровительства, остаются с ней навсегда). Тогда как первая глава исследует профессиональную деятельность, вторая посвящена истории семьи и родственным перипетиям, а третья описывает вынужденный «отход от дел», попытки заново вписать свое предприятие в новую историческую реальность и наконец — судьбы наследников и наследства знаменитой модистки. В биографии Бертен не остается не проясненных эпизодов. Мишель Сапори исследует все: вплоть до того, как после смерти модистки нотариус Грингоре, перекупивший у родственников их права, в течение 20 лет вел переписку с несколькими сотнями клиентов, чтобы взыскать с них долги, и подчас — даже проценты за годы просрочки. Такой целостный подход удается благодаря огромной архивной работе, которую провела автор, чтобы издать эту книгу; собственно, исследование было защищено ею как диссертация по истории. Несомненная трудность заключалась в рассредоточенности источников: фонды многочисленных французских архивов, и в том числе частных, хранят массу документальных свидетельств и о частной жизни Марии-Жанны Бертен (таково настоящее имя модистки), и о ее торговом предприятии. Что касается последнего: мадам Сапори отмечает, что лишь небольшая часть делопроизводственных бумаг дошла до нас; но благодаря тому что общий объем документации без преувеличения огромен — даже его фрагмент позволяет сделать массу новых выводов, чтобы не сказать — открытий. Другая замечательная особенность этой монографии — всегда уместные и подробные экскурсы. Они позволяют читателю, который пребывает в неведении относительно многих специальных сюжетов, быстро освоиться в потоке новой информации и оценить все то, что он узнает о Розе Бертен, в контексте времени, на фоне деятельности ее предшественников и конкурентов. Например: что представляла из себя профессия продавщицы мод? (Модистка — термин более привычный, но это анахронизм, слово появляется в русском языке лишь в 1803 году). Мишель Сапори объясняет: в этой профессии работали преимущественно дамы, среди них — жены торговцев тканями, мелких производителей скобяных и галантерейных товаров. Корпорация становится независимой в 1776 году, отделившись от галантерейщиков. Ремесло модистки предполагало:
Настолько же захватывает читателя исследование круга коллег и конкурентов Бертен на разных этапах ее работы или специфических названий тех моделей, которые она предлагала к продаже (с. 143). Для интеллектуального чтения, подобного книге Сапори, увлекательность — великое достоинство. Но думается, для русского читателя она будет также и полезной, поскольку позволяет узнать больше о своей собственной стране и ее истории. Дело в том, что русские клиенты отмечали магазин Бертен своим пристальным вниманием с самого момента его основания и вплоть до закрытия, вызванного разорением. Первый русский заказ — Е.Н. Зиновьевой — состоялся в 1773 году, последний — С.С. Разумовской — в 1794-м. Кстати, о разорении: если верить тем источникам, что цитирует и не опровергает Мишель Сапори, оно стало неизбежным во многом по вине русских клиентов: «Когда грянула революция, сумма счетов, неоплаченных [клиентами ателье] в Париже, при дворе, за границей, исчислялась 1 500 000 флоринов, из которых 300 000 флоринов — „русских" долгов» (с. 121). Около 20 заказчиков, мужчин и женщин, — все представители самых знатных семейств, а также Великая княгиня Мария Федоровна, супруга наследника престола и затем императора Павла Петровича. Своими регулярными и значительными покупками в магазине Бертен русские клиенты доказывают свою несомненную принадлежность к модной элите Европы, а России — к числу стран, которые задавали тон в вопросах моды и вкуса. А главный конкурент Бертен — Жан-Жозеф Болар — даже поставлял свои товары напрямую в Москву (с. 44). (Впрочем, его нечестные компаньоны обеспечили этому торговому предприятию скорый конец.) Или, например, Сапори указывает на тексты, которые говорят о близком знакомстве ее героини с сотрудниками дипломатической миссии и русскими дамами, пребывающими в то время в Париже: прогулки, совместные обеды, визиты. Все это настолько же возносит мастерицу иглы и ножниц до высокородной знати, насколько эту русскую знать — до сонма европейской моды, который олицетворяет собой Бертен. Интерес к этой личности возобновляется регулярно. Так, в 2010 году опубликована укороченная, переработанная для широкой публики версия монографии, о которой речь, — под названием «Rose Bertin: Couturiere de Marie-Antoinette». Недавно написала о ней не только Мишель Сапори, но и Катрин Геннек (Guennec 2004) — впрочем, в жанре художественной прозы, а не научного исследования. Но персонаж был мистифицирован уже современниками — имя Бертен звучит в переписке между Екатериной II и ее излюбленным корреспондентом бароном Гриммом, в мемуарах мадам Кампан, баронессы Оберкирх, принца де Линя, Шатобриана — именно он в своих воспоминаниях называет ее нежно и почтительно — «мадемуазель Роза».
Литература Guennec 2004 — Guennec C. La modiste de la reine: le roman de Rose Bertin. 2004. Вернуться назад |