ИНТЕЛРОС > №27, 2013 > Письмо редактора

Людмила Алябьева
Письмо редактора


14 мая 2013

Дорогие читатели,

перед вами 27-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

Раздел «Одежда» уже в который раз посвящен тканям, правда, на сей раз авторы статей блока размышляют не только о текстиле, но и о других вошедших в историю моды материалах. Так, если Юлия Демиденко следит за приключениями «русского иностранца» ситца (статья «Ситец — русский иностранец»), то Ирина Михайлова в статье «В нежных объятиях ласкового зверя: пушнина и меховые изделия в средневековой Руси XIV-XVI веков» рассказывает о самом статусном и по-прежнему, несмотря на многочисленные кампании защитников животных, самом вожделенном и самом русском из материалов — мехе, а Манюэль Шарпи повествует о «резиновом» эпизоде в истории моды в своей статье «„Лихорадка" и стыд: одежда из резины в Париже, Лондоне и Нью-Йорке XIX века». Любопытно, что резина была в свое вре­мя не менее статусной, чем мех: в середине XIX столетия изделия из резины оказались весьма востребованными среди щеголей и щеголих, поскольку материал, из которого они изготавливались, был новым и довольно дорогим, но благодаря росту объемов производства резины и ее широкому распространению изделия из нее пережили «социаль­ное падение» и стали широкодоступными.

Также в текстильный блок вошла статья «В поисках нестабильности: текстильная архитектура», авторы которой — Метте Рамсгард Томсен и Карин Бек — рассматривают высокотехнологичный («умный») тек­стиль как гипотетическую модель и материал для создания мобиль­ной архитектуры.

Авторы раздела «Тело» возвращаются к теме рук. Маргарита Альбедиль прослеживает символику руки в культуре (см. статью «„Ты держишь мир в простертой длани": символика руки»), Степан Родин предпринимает попытку «прочтения» японской руки (см. статью «Язык жестов культуры: попытки истории японской руки»), Влад Струков рас­сматривает локоть как «структуро- и жанрообразущий элемент социа­лизма» (см. статью «Локоть — рычаг социализма: визуальные стратегии советской индустриализации»), а Ольга Вайнштейн в своей работе делится опытом прочтения романа Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева». Марсия Пойнтон размышляет об относительности понятия «роскошь» в своей статье, посвященной «лучшему другу девушки» — бриллиан­там, а точнее помолвочному кольцу с бриллиантом, традиция дарения которого появляется во второй половине XIX века, «триумфу маркетинга, роскоши, ставшей необходимостью» (см. статью «Помолвочное кольцо с бриллиантом и роскошь как понятие относительное»).

В разделе «Культура» мы продолжаем освещать различные субкуль­туры, и на сей раз в нашу «энциклопедию» попали североамериканские зут-сьютеры, российские скинхеды и распространившийся повсеместно феномен косплеинга.

Кроме того, в этом номере мы возрождаем рубрику «Мода онлайн» публикацией статьи Натали Хан «Расчленение модного тела: почему модный образ перестал быть статичным», которая посвящена находя­щемуся в авангарде интерактивному проекту культового фотографа Ника Найта SHOWstudio, запущенному в 2000 году.

Нескучного чтения и интересных открытий!

С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева, 
шеф-редактор журнала 
«Теория моды: одежда, тело, культура»


Вернуться назад