ИНТЕЛРОС > №32, 2014 > Марьяж блан Юлия Демиденко
|
Юлия Демиденко — искусствовед, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга, автор ряда статей по вопросам костюма и моды, в 2004-2005 годах — автор и ведущая программы «Мода на все» на 5-м канале СПбТВ, куратор выставок «Память тела» (в соавторстве с Е. Деготь, 19992003: Санкт-Петербург — Нижний Новгород — Москва — Красноярск — Вена — Хельсинки) и «Мода и социализм» (Москва, 2007).
Этим выражением во Франции обозначают вовсе не пышную белую свадьбу, а... фиктивный брак, увы, столь распространенный в наши дни. И все же оно как нельзя лучше подходит к истории того, что в англоязычном мире принято называть white wedding, но уже безо всякого подтекста. Ведь и почти все увлекательные рассказы о происхождении белоснежного платья невесты, которые так любят публиковать глянцевые журналы и перепечатывать в своих каталогах и буклетах свадебные агентства и фирмы — производители свадебной одежды, не более чем фикция — легенда, миф. Рождение моды на белый наряд невесты приписывают инициативе то английской королевы Виктории, то австрийской императрицы Сисси, то каким-либо другим родовитым особам, чьи имена упоминаются в Готском альманахе, однако так ли это на самом деле? Утверждают, что состоявшееся в феврале 1840 года бракосочетание принца Саксен-Кобург-Готского Альберта и британской королевы Виктории положило начало новой моде, захватившей сперва аристократические, а затем и другие социальные круги Европы и Америки. Невеста была в «простом» платье из белого шелкового сатина (атласа), что представляло собой разительный контраст расшитым драгоценными каменьями туалетам царственных особ предыдущей эпохи. На простоте этого туалета настаивают позднейшие исследователи, между тем стоит заметить, что гладкий атлас был почти сплошь покрыт драгоценным кружевом, которое в течение шести месяцев делали сто кружевниц, свадебная вуаль состояла сплошь из каталонских кружев, а поддерживало ее на голове довольно сложное сооружение, включавшее не только веночек из флердоранжа, но и жемчуг и перья. Добавим к этому многочисленные драгоценности: бриллиантовые серьги, брошь с бриллиантами и сапфиром и, наконец, подаренное принцем Альбертом обручальное кольцо в виде золотой змейки с изумрудными глазами, а также белые атласные туфли, произведенные компанией Gundry & Sons. Они мало отличались от бальных туфель той поры, напоминавших современную балетную обувь. Как почти всегда с царствующими особами, считается, что все это великолепие Виктория, не отличавшаяся ни утонченным вкусом, ни умением носить туалеты, придумала сама. Но если в число достоинств королевы не входили также изысканная красота и точеная фигура, то ей с избытком хватало энергии и напористости настоящего рекламного агента, так что королевская свадьба превратилась в церемонию, прогремевшую по всему миру. Конечно, огромную роль сыграла только что появившаяся фотография, возможности которой были использованы на сто процентов: многочисленные фотографии с Викторией и Альбертом, с одной Викторией, одним Альбертом, с Викторией стоящей, Викторией сидящей, Викторией анфас и Викторией в профиль обошли весь мир1. Так что исследователи считают английскую королеву еще и родоначальницей жанра свадебной фотографии. Все прочие новации пышной королевской свадьбы, как то бутоньерка принца Альберта, флердоранжевый венок или свадебный торт, сменивший традиционный ритуальный хлеб, на поверку оказались таким же мифом, как и якобы первое в истории белое свадебное платье. Многочисленные выставки свадебной моды, с 1980-х годов проходящие в музеях по всему миру2, демонстрируют женские костюмы самых разных цветов — синих, красных, желтых и даже черных; выставленные в витринах сохранившиеся подвенечные наряды 1830-1850-х годов то и дело оказываются то в цветочек, то в полоску. А вот эталон, навязывавшийся модными гравюрами, которые сопровождали едва ли не каждый выходивший в Европе журнал или альманах, с 1820-х годов был одним — безупречно белое платье с безупречно белой фатой3. Тогда же были сформулированы и требования мужской свадебной моды, касавшиеся по преимуществу сорочки и жилета — главных предметов мужского франтовства. Их украшали разнообразными вышивками, узоры или сюжеты которых были тесно связаны с мотивами брака, взаимной любви и т.д. С учетом получившего широкое распространение «языка цветов» вышивка сорочки или жилета ландышами и незабудками (традиционными символами любви), наряду с инициалами невесты или совместным вензелем новобрачных, превращалась в велеречивое послание, обещавшее избраннице любовь и верность до гроба. В это же время начала складываться и сложная система свадебных аксессуаров: веера, вуали, туфли, белье и перчатки, букеты, бутоньерки и венки, наконец, подобающие случаю ювелирные украшения, из которых до сегодняшнего дня дошло лишь одно — обручальное кольцо4. Популярность королевских особ в демократическом XIX веке была велика как никогда, а последующая политика королевы Виктории столь успешна, что всё, окружавшее эту в общем не очень-то красивую женщину, приобретало для публики особую привлекательность, отчего и родился миф об изобретении ею как белого свадебного, так и черного траурного туалета. Между тем королева Виктория не была даже первой английской королевой, выбравшей для своего бракосочетания этот цвет. Одной из первых невест, выходивших замуж в белом, была французская королева Анна Бретонская, впрочем, она же и первая, на ком историки костюма зафиксировали черный вдовий наряд. И, видимо, именно этот последний немало способствовал рождению белой свадебной моды. По смерти своего супруга Карла VIII в 1498 году королева надела черное платье с белым поясом-веревкой, напоминавшее монашеское одеяние5, которое по прошествии времени сменила на традиционный для французских королев белый траур. Меньше чем через год перед ней возникла перспектива вызванного династической необходимостью нового брака — с Людовиком XII. При вступлении в этот союз невеста была в том же белом вдовьем наряде: обязательный траур по мужу полагалось носить не менее двух лет. Между тем французские историки костюма полагают, что именно это обстоятельство и способствовало рождению белого свадебного платья: в подражание королеве мода на белый подвенечный наряд распространилась среди французской аристократии уже на рубеже XV-XVI веков. Вслед за ней всеобщее внимание в 1558 году привлекла к себе уже английская претендентка на трон — Мария Стюарт, в белом выходившая замуж за французского дофина, будущего Франциска II. Был ли этот выбор ее собственным или же, что скорее, ее свекрови Екатерины Медичи и итальянских или французских художников, привлекавшихся к оформлению придворных торжеств, история умалчивает. Однако Мария Стюарт создала из случайности традицию — первым браком дело не ограничилось, а второй, как и у Анны Бретонской, пришелся на период траура по умершему Франциску, так что на брачной церемонии она вновь была в белом. Это, несомненно, произвело впечатление на публику, привыкшую к тому, что знатные и богатые дамы выходят в день своей свадьбы в роскошных цветных, нередко красных, платьях, расшитых золотыми и серебряными нитями и драгоценными камнями. Эти парадные платья стоили так дорого, что нередко именно с них начинались длинные списки приданого, передававшиеся жениху при заключении брачного договора. И тем не менее уже в XVIII столетии многие монархини надевали на свадебные церемонии платья не столь яркие, хотя по-прежнему богатые и блестящие в прямом смысле этого слова. В конце концов и Екатерина Великая, будучи еще принцессой Софией Ангальт-Цербстской, венчалась в платье из серебряного глазета, богато расшитого серебряной и золотой нитью. И только в XIX веке белая свадебная мода сформировалась окончательно и, как казалось, бесповоротно. Несмотря на богатые народные свадебные традиции, в городском быту долгое время не было не только специальной одежды для бракосочетания, но и вообще каких-либо ритуалов и торжеств, связанных с вступлением в брак6. Вот как описывал свадьбу Аполлинарии Виельгорской (Веневитиновой), состоявшуюся в Петербурге 13 февраля 1843 года, французский художник Орас Верне: «Вся церемония продолжалась один час. После благословения все общество перешло в апартаменты, где каждому подали по большому бокалу шампанского. И мужчины, и женщины должны были выпить вино до дна. По обычаю, для счастливого супружества надобно опорожнить не менее двух бутылок. После сего император, исполнявший роль посаженого отца, поехал с иконами вперед, к дому новобрачных, а за ним последовал и весь кортеж. Государь уже ждал молодых у дверей, и они, прежде чем войти, простерлись перед ним ниц. Затем опять подали шампанское, и все раздавали кульки с конфетами, мороженым и проч. Вот в чем, собственно и состояла свадебная церемония» (Верне 2008: 56). Понятно, что в таких случаях не было никакой необходимости в особых туалетах. Свадебным служило просто нарядное, богато украшенное платье, оно не было фетишем, не сохранялось в качестве семейной реликвии, а напротив — использовалось и после бракосочетания как парадная одежда. Сшитое таким образом платье нередко служило хозяйке, даже из весьма обеспеченных слоев населения, всю жизнь. «У матери за всю ее жизнь было всего одно вечернее платье. Сшито оно было как подвенечное, в 1848 г., но затем добротный без износу шелковый штоф выдержал целых сорок лет, подвергаясь бесконечным перешиваниям, чисткам, а то и перекраске [...] в том вечном платье мамочка положена в гроб и в могилу», — вспоминал Александр Бенуа (Бенуа 1993: 69-70). Подобная практика многочисленных переделок свадебного туалета значительно облегчалась еще и тем, что традиционное подвенечное платье обязательно имело длинный шлейф — фактически огромный запас той же ткани, необходимый для перешивания. В конце XVIII — начале XIX века белый, в подражание древним римлянам и грекам, точнее, искаженным представлениям об античном костюме, почерпнутым из античных мраморов, сделался одним из нарядных цветов. Вошедшие в моду подлинные античные камеи и прически, не случайно называвшиеся «Агриппина», «Тит» и проч., оттенялись летящими туниками бальных платьев. Эта мода на цвет оказалась удивительно живучей. «Мужчины и женщины разделились на две группы и — одни в белом, как невесты, а другие в черном, как сироты», — писал об этой эпохе Альфред де Мюссе в своем знаменитом романе «Исповедь сына века», появившемся в 1836 году. Из этой фразы следуют как минимум две вещи: первая — это популярность и повсеместность белых женских платьев, вторая — уже в 1810-е годы очевидный для всех обычай наряжать невест в белое. Есть основание полагать, что невесты 1800-1810-х годов использовали для свадебных торжеств моду нарядных, то есть бальных платьев, а сентиментальные и романтические увлечения эпохи придали белому цвету бальных туалетов целый шлейф дополнительных смыслов и значений, уже весьма далеких от подражания Психеям. Именно в это время начинают складываться представления об особом значении белого платья и вуали невесты как предметов, символизирующих девственность и непорочность, молодость и чистоту7. Чуть позже и, видимо, не без влияния протестантизма на тот же свадебный костюм наложились и религиозные смыслы, те же самые, которые сопровождали платье для конфирмации. Одновременно к середине XIX столетия получило широкое распространение венчание в церкви — свадьба из интимного семейного праздника превратилась в публичный спектакль, а роскошные декорации храмов потребовали и соответствующих костюмов. Сформировавшиеся к этому времени каноны мужского парадного платья были не столь красочны, но женское платье давало невиданный простор фантазии хозяек и портних. Можно даже сказать, что именно в это время появляются зачатки свадебной индустрии, призванной обслуживать новые потребности и вкусы. Широко растиражированные изображения молоденькой Виктории в пышном белом атласно-кружевном платье со шлейфом предложили образец, следовать которому было и престижно, и приятно, и возможно — XIX век отменил все сословные ограничения на самые разные проявления роскоши. Счастливая семейная жизнь Виктории и Альберта, в которой лишь недавно стали сомневаться записные скептики, создавала еще и дополнительный повод для подражаний — как отметишь свадьбу, так и проведешь жизнь. Картина «Неравный брак», написанная Василием Пукиревым спустя 22 года после пышной королевской свадьбы и через год после кончины принца Альберта, демонстрировала не просто живучесть новой моды, но и четко указывала на положение престарелого жениха, способного потратить целое состояние на «королевский» туалет невесты: крытое кружевом атласное платье цвета слоновой кости, кружевную фату и веночек из флердоранжа. Венчание в платье из белого атласа вплоть до 1910-х годов считалось образцом хорошего вкуса. Затем его вытеснили более легкие ткани — муслин, крепдешин, шармез, шифон и т.п. Однако и в это время «викторианское» атласное подвенечное платье оставалось «самым стильным, корректным и элегантным» (Уменье 1914: 171). В угоду моде менялись его фасон, отделка и аксессуары, однако считалось, что делать для венчания слишком модный туалет — это дурной тон. Неизменными для подвенечного туалета оставались шлейф (длина его и фасон могли варьировать довольно сильно) и вуаль — из шелкового тюля или, предпочтительнее, из настоящих ручной работы кружев: бельгийских, английских, французских. Хороший тон строго регламентировал украшения и цветы: допускались только кружева и иногда жемчуг; с началом нового века букет в руках сменил букетик, приколотый к корсажу; на смену флердоранжу пришли белые розы, а к 1910-м годам вместо венка из флердоранжа к прическе стали прикалывать лишь пару цветков. Тогда же установился обычай надевать с подвенечным платьем совершенно белые корсет, белье, чулки и обувь. В середине 1910-х годов «писком» свадебной моды стала «маленькая сумочка, украшенная цветами из той же материи, что и платье», обычно — подарок родителей невесты дочери. Считалось, что она заменяет собой букет, который прежде непременно подносил девушке шафер. Впрочем, свадебная мода подразумевала и жесткую регламентацию туалетов гостей. К мужчинам мода была, как всегда, снисходительна, но женщинам она не спускала промахов: «Приглашенные дамы должны быть в парадных туалетах; визитный туалет, хотя бы и очень элегантный, недостаточен. Длинные шлейфы. Закрытые корсажи. Шляпы должны быть очень нарядные, украшенные перьями, эгретками или дорогими фантези. Несколько драгоценных вещей. Белые шведские перчатки. Мать невесты надевает скромный, незаметный туалет, даже и тогда, если она еще молода. Но она может надеть: хорошие кружева и ценные вещи. Подруги всегда в коротких платьях, и одеваются каждая по своему вкусу: в розовое, голубое, белое, светло-лиловое. Большая шляпа, отделанная цветами, или перьями, почти обязательна» (там же: 173). Отметим, что и в наше время, почти не оставляющее современницам никаких возможностей надеть настоящую дамскую шляпу, именно шляпа остается непременным атрибутом для приглашенных на свадебную церемонию в большинстве европейских стран. После введения в последней трети XIX века во многих европейских странах процедуры гражданской регистрации брака начали четко разделять бракосочетание и венчание и, соответственно, костюмы для светской и церковной церемонии. В России гражданская регистрация поначалу применялась главным образом для раскольников, которым был закрыт общепринятый церковный обряд, однако довольно быстро к ней стала стремиться и нигилистически настроенная молодежь и научная и художественная интеллигенция, придерживавшаяся атеистических взглядов. И если подвенечный наряд был исключительно белого цвета, то церемония бракосочетания предполагала визитный туалет как для невесты, так и для приглашенных дам, и непременный головной убор, без которого вообще невозможно было показаться на людях. В XIX веке туалет для регистрации брака делали из «официального» черного (реже — фиолетового и сиреневого) шелка, а с наступлением нового столетия — из тканей светлых тонов: «Туалет невесты светлый, но не слишком бросающийся в глаза. Цвета светло-серый, бэж, — самые подходящие [...] Туалет должен соответствовать времени года; зимой выбирают более темный и менее легкий. Большая шляпа, отделанная страусовым пером» (там же: 171). Все это, впрочем, касалось лишь модниц, прочие просто выбирали любой приличный туалет. Свои правила существовали и для повторного брака: вдовы и разведенные не носили белого, кремового или розового и тем более — вуали. Их уделом были лиловые и серебристо-серые тона, кружева и элегантные шляпы. Такие же требования предъявлялись и к костюмам приглашенных на церемонию дам. После октября 1917 года с закрытием церквей и борьбой за новый быт белые подвенечные платья постепенно вышли из обихода. Одним из первых декретов советской власти был подписанный в декабре 1917 года декрет о разводе, открывший эру новых семей- но-брачных отношений. Многочисленные разводы и новые союзы девальвировали ценность брака как такового, а вместе с ним и поэтическую красоту обряда с символизировавшим жертвенность и невинность туалетом невесты. Взамен вводились «комсомольские» и «красные свадьбы»: «Молодые со значками, шарфами красными опоясаны, цветы в красном, гости с черемухой, перевязанной красными ленточками» (Брыкин 1927). Юридическое признание в 1926-1944 годах нерегистрированного брака и вовсе сделало необязательным следование каким-либо традициям. А раз не было свадеб, то не было и свадебных костюмов, что пришлось весьма кстати в стране, переживавшей экономические трудности. Свадебные платья стали редкостью, замуж выходили в единственном не то что нарядном, а просто — приличном платье. Появлявшиеся за рубежом нелепые слухи про полное разрушение семьи и коммунистическую общность жен в Совдепии были отражением крайней невнятности брачного законодательства и, соответственно, обрядовости. Ситуация изменилась лишь после войны, когда введение обязательной регистрации брака привело к возрождению, за неимением каких-либо иных, дореволюционных традиций с непременным белым платьем и фатой, теперь переместившимися в пониженный социальный регистр. Особенно популярны они оказались в консервативной крестьянской среде. В период послевоенной разрухи и отсутствия самого необходимого те, у кого были деньги и связи, могли позволить себе перешитые трофейные наряды или кусок белого парашютного шелка на платье, все прочие должны были довольствоваться остатками довоенных гардеробов. Между тем в Европе происходили свои, весьма интересные процессы. Цветные свадебные платья и костюмы, получившие распространение в 1920-1930-е годы, к концу 1930-х вновь уступили место традиционным белоснежным шелковым туалетам — благодаря кинематографу в мире началась эпоха Великого Белого, так эффектно смотревшегося на черно-белых фотографиях и на экранах кинотеатров. Конец 1940-х — 1950-е годы в Европе были периодом возрождения высокой моды, а уже с конца десятилетия началось подлинное рождение прет-а-порте. Парижские кутюрье Пьер Бальмен, Жак Фат, Жак Эстерель начали придумывать модели для серийного производства, а в 1956-м был проведен первый салон прет-а-порте в Париже. В разряд одежды прет-а-порте перешли и свадебные платья. В готовом свадебном платье Vichy rose из коллекции Жака Эстереля в июне 1959 года к тому моменту уже скандально знаменитая молодая и прогрессивная Брижит Бардо вышла замуж за актера Жака Шаррье. Но и отечественная легкая промышленность набирала обороты, что позволяло расширять ассортимент и снижать цены. На рубеже 19501960-х годов и в СССР швейная промышленность начала осваивать свадебный ассортимент, так что платье для бракосочетания теперь — впервые! — можно было купить в обычном магазине. В 1960-е годы появились свадебные платья фабричного производства, главным образом из искусственных тканей: кружевного полотна, капрона, гипюра и ацетатного шелка традиционного белого цвета. В новых видах продукции особенно активно использовались новые виды тканей, появившиеся в результате бурного развития химической промышленности, которая в это время стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. В 1958-1963 годах среднегодовой прирост капитальных вложений в химическую промышленность в три раза превышал такой прирост по всему народному хозяйству. За 15 лет (с 1950 по 1965 год) производство химических волокон в СССР увеличилось в 17 раз. Впрочем, удачные фасоны встречались не часто, цены были высоки, а нужных размеров, как правило, не хватало. Так что появление в магазинах свадебных платьев вовсе не исключало все прочие виды их изготовления, из которых на первом месте все равно оставался индивидуальный пошив у профессиональной портнихи или же просто дома. Навыки по рукоделию самой невесты, ее ближайших родственниц или подруг нередко оказывались решающими. В то же время возникали серьезные проблемы с тканью: материал белого цвета в свободной продаже был редкостью. К тому же и уровень благосостояния большинства советских семей был по-прежнему невысок. Достать модный капрон, купить дорогой натуральный крепдешин и крепшифон могли далеко не все, так что в ход шли и простыни, и занавески, и даже медицинская марля. Белый цвет и фасон, напоминающий кремовый торт или костюм сказочной принцессы, — это были единственные неизменные признаки свадебной моды в СССР. «Можно использовать для свадебного платья подкрахмаленный тюль, если фасон будет правильно выбран. В данном случае очень хороша широкая юбка в крупных воланах, затянутый лиф, красивый вырез. Такое платье может оказаться не менее красивым, чем платье из капрона или кружева, хотя обойдется значительно дешевле», — такого рода советы можно было встретить в печати (Авраменко, Тормозова 1959: 237). Домашние мастерицы умудрялись сотворить из нескольких метров белого штапеля почти точные копии платьев Марики Рок или Лолиты Торрес, позднее — Марины Влади и Брижит Бардо. Отечественный кинопрокат и появившаяся практика кинофестивалей давали массу возможностей познакомиться с новинками не просто свадебной, но и вообще — моды. На отделку шли кусочки кружева и гипюра, спорки с бабушкиных платьев и т.п. Иногда в свадебное превращалось платье, оставшееся от школьного выпускного бала. Практика самостоятельного изготовления свадебного платья сохранялась и в дальнейшем, тем более что мода середины 1970-х годов, к примеру, давала для этого полный простор. Пришедшие с Запада ретро и фолк-стили позволяли использовать в свадебном туалете ситец, сатин, льняное полотно, хлопчатобумажное шитье и вологодское кружево, в изобилии продававшиеся в магазинах. А многочисленные курсы вышивки, вязания, кройки и шитья, имевшиеся при любом доме культуры или даже ЖЭКе, позволяли любой женщине освоить несложные балахонистые фасоны и романтические виды отделки. Тем более что неповоротливая советская легкая промышленность и в это время продолжала добросовестно выпускать капроновые платья с пышными юбками и искусственными розочками. Однако и эти платья почти не появлялись в свободной продаже. Официальный визит Никиты Хрущева в Америку в сентябре 1959 года — первый визит в США руководителя советского государства — имел результатом не только повсеместное насаждение «царицы полей» — кукурузы, но и проникновение в повседневную советскую жизнь (в первую очередь, в жизнь крупных городов) целого ряда нововведений американского образца. В Америке же именно в 1950-е годы «пышная белая свадьба» превратилась в сказку, сделавшуюся былью, — унифицированный обряд с непременным платьем, тортом и целым набором обязательных атрибутов, который воспроизводился раз за разом в каждой семье при помощи специалистов из свадебных салонов. До организации свадебных салонов в СССР не дошло, но в больших и малых городах появились специальные магазины для новобрачных, которые должны были облегчить им бремя подготовки к торжеству. Именно в них по специальному талону можно было купить свадебное платье, фату и белые туфли для невесты, костюм для жениха. В некоторых городах открылись и специализированные парикмахерские по обслуживанию молодоженов, а впоследствии — и цветочные магазины, где можно было заказать свадебный букет. В Ленинграде уже в 1974 году магазин для новобрачных сменил огромный универмаг «Юбилей», призванный обслуживать не только молодоженов, но и тех, кто отмечал золотые и серебряные свадьбы и трудовые юбилеи (талоны в универмаг выдавали загсы, в случае трудовых юбилеев — профкомы). С конца 1950-х годов в стране открылись ателье проката вещей домашнего и культурно-бытового обихода, а в 1960-е, наряду с туристическим снаряжением для поклонников «тумана и запаха тайги», в их ассортименте появились свадебные платья. Это решение одинаково устраивало и власти, которые оказались не в состоянии обеспечить готовыми туалетами всех желающих, и этих самых желающих, для которых покупка нового свадебного туалета была просто не по карману. Сходную функцию выполняли и комиссионные магазины, где появились целые вешалки платьев, сшитых на заказ, привезенных из-за границы или купленных по случаю. Купив платье в комиссионном, можно было отыграть в нем свадьбу и сдать его в тот же магазин. Именно хрущевская оттепель стала временем формирования советской свадебной индустрии. Она стала важной составляющей государственной политики по улучшению демографической ситуации в стране. По официальным данным, к 1960 году в СССР, по сравнению в США, Францией и Великобританией, заключалось больше всего браков в год в расчете на 1000 человек (12,1 против 8,5 в США, например)8. Появление Дворцов бракосочетания9, магазинов для новобрачных и отечественной свадебной моды сопровождалось и попытками внедрения новых ритуалов, в частности «комсомольских свадеб»10. Современные свадебные обряды пропагандировались в брошюрах, издаваемых загсами по городам и весям необъятного СССР (например, Свадьба 1968), причем нередки были попытки соединить в них идеологию и национальные мотивы. Некоторые обряды, сформировавшиеся в это время, в частности поездки молодоженов по историческим и памятным местам, живы и до сих пор. Был реабилитирован и дореволюционный обычай обмениваться кольцами. Завершающим звеном целой цепи мер, направленных на увеличение числа молодых семей, было существенное обновление семейно-брачного законодательства. Несмотря на весь молодой задор 1960-х годов, характерные для послевоенных лет фрондерские настроения в среде по преимуществу интеллигенции вылились в демонстративное дистанцирование от складывающейся новой советской обрядности вообще и от свадебной моды в частности. Отказывались в первую очередь от фаты и от особого свадебного платья, предпочитая просто светлые платья или костюмы. «У нас не было ни колец, ни фаты. Даже в день бракосочетания на мне были туфли без каблуков — так захотел Высоцкий. В Рижском загсе, где нас расписывали, из патефона почему-то доносился не марш Мендельсона, а музыка из фильма „Укротительница тигров"», — вспоминала первая жена Владимира Высоцкого Изольда. Более того, наличие или отсутствие платья стало верным маркером социального статуса или социальных претензий. К 1980-м годам среди художественной интеллигенции распространилась мода отправляться на регистрацию брака в чем-либо, исключающем даже отдаленное сходство со свадебным нарядом, к примеру в черном. Кроме бравирования пренебрежением общими правилами, эта альтернатива свадебной моде имела объяснением зачастую элементарную бедность и/или практические соображения, а нередко и сохранявшиеся в семье старорежимные представления о хорошем тоне — твердое представление о том, что «простота есть лучшее украшение молодости, и что счастье не нуждается в роскоши» (Уменье 1914: 173). В обыденной жизни выражение «комсомольская свадьба» означало просто студенческую свадьбу — в общежитии, без многочисленных родственников, без разносолов и, естественно, без специальных костюмов. На рубеже 1950-1960-х годов, когда сложилась традиция заканчивать показ новой коллекции выходом невесты вместе с дизайнером (профессия в этот период была почти исключительно мужской), на Западе появилась собственно свадебная мода, с одной стороны, а с другой — оказался сильно подорванным авторитет «викторианского платья». Ив Сев-Лоран, Пако Рабанн, Зандра Роудс, Вивьен Вествуд и многие другие выводили на подиумы невест в черных брючных костюмах, вызывающе алых нарядах, в деконструированных панковских одеждах, в джинсах, искусственных мехах и в каких-то совершенно неносимых одеяниях. Наоборот, в СССР позиции белого свадебного платья только усиливались. Под влиянием западных тенденций и благодаря усилиям проводивших их отечественных модельеров пышные капроновые юбки «нью лук» сменялись радикальным мини, а затем и макси из импортного кримплена или гипюра. Наряду с фатой в отечественную свадебную моду проникла широкополая гипюровая шляпа на проволочном каркасе, а в качестве аксессуаров — белые искусственные цветы всех видов и размеров. Вообще, кажется, на советскую свадебную моду 1970-х годов влияли не столько картинки из журналов мод, сколько костюмы «из прошлой жизни» — телепостановок классической оперетты и кино «в длинном» (так на профессиональном жаргоне именуют исторические картины, в которых нет необходимости придерживаться достоверности). А откуда еще было браться советскому «ретро»? Эти фасоны, конечно, отставали от моды, однако понимали это только жители Москвы и Ленинграда, да и то принадлежавшие к тем кругам, которые регулярно ходили на фестивальные фильмы, время от времени получали через четвертые руки настоящие западные журналы мод и доставали у знакомых киоскерш таллинский «Силуэт» или «Ригас модас». Свадебные платья были едва ли не единственной позволительной для советских людей роскошью. В Ленинграде витрина ателье на Невском проспекте, где теперь находится Модный дом Татьяны Парфеновой, в 1970-е годы представляла собой выставку ленинградского от-кутюр. Именно в этом ателье шились не просто нарядные или выходные платья и костюмы, а настоящие «туалеты» — вечерние или свадебные. Вечерние платья предназначались для жен дипломатов, звезд эстрады и кино. Однако звезд в Ленинграде было не так уж много, тогда как количество невест в годы социального оптимизма неизменно росло. Роскошное свадебное платье или изысканный костюм (а в это время в числе предложений отечественных модельеров появились и костюмы, причем даже брючные) не нуждались ни в каких оправданиях и представляли немалый соблазн для модельеров, от которых в других случаях требовалось создание «социалистической» практичной моды. Парадоксальная для социализма любовь к «королевскому великолепию» уравнивала и потребителей, и создателей моды. Эта любовь жива и сегодня.
Литература Авраменко, Тормозова 1959 — Авраменко И., Тормозова Л. Беседы о домашнем хозяйстве. М., 1959. Бенуа 1993 — Бенуа А. Мои воспоминания. 2-е изд., доп. Т. 1. М., 1993. Брыкин 1927 — Брыкин Н. Люди низин. Собачья свадьба. Л., 1927 (цит. по: А. Беззубцев-Кондаков. Без черемухи // Урал. 2006, № 6. magazines.russ.ru/ural/2006/6/be15-pr.html). Верне 2008 — Верне О. При дворе Николая I. Письма из Петербурга. 1842-1843. М., 2008. Свадьба 1968 — Свадьба (Новые советские обряды). Липецк, 1968. Уменье 1914 — «Уменье хорошо одеваться». Библиотека журнала для хозяек. Бесплатное приложение к «Журналу для хозяек и Женская жизнь». 1914.
Примечания 1. Автором некоторых из них был живописец Роджер Фентон — страстный пропагандист фотографии и хроникер Крымской войны. 2. В числе последних выставки Музея Виктории и Альберта в Лондоне, объехавшие в 2011-2013 гг. самые разные страны. 3. Свадебный или подвенечный туалет именно в 1820-е гг. начал регулярно изображаться на модных гравюрах, с тем чтобы в 1840-1850-е гг. сложилось непреложное правило: в годовой серии гравюр, служивших приложением к тому или иному изданию, хотя бы одна непременно посвящалась свадебной моде. 4. Стоит заметить, что обручальное кольцо вплоть до XX в. носили по преимуществу женщины, а его внешний вид никак не регламентировался. Любое кольцо, поднесенное женихом в день свадьбы, считалось обручальным. Вообще, кольца матери семейства четко маркировали все изменения ее семейного положения: первое кольцо девушка получала на обручение, второе — в день венчания, далее любящий муж отмечал самыми разными драгоценностями рождение детей; наконец, вдова нередко в память о муже украшала руки и каким-либо любимым кольцом покойного. 5. Это новшество было весьма условным — траурные одеяния, напоминавшие монашескую одежду, были приняты в раннем Средневековье, а траурные обычаи уроженок Бретани этого период известны слишком мало. 6. Исключение составляли династические браки. 7. Белый траур французских королев включал и длинную белую вуаль, которую накидывали и на лицо. Так что есть основания полагать, что именно она послужила прообразом современной фаты. В то же время обычай покрывать голову невесты тонким покрывалом и даже завешивать им лицо встречается у многих народов с глубокой древности — он был свойственен едва ли не всем древним народам Средиземноморья. 8. Характерно, что после отмены в 1955 г. запрета на аборты в конце 1950-х — 1960-е гг. речь шла именно о росте числа браков, а не о повышении рождаемости любой ценой. 9. Первый такой дворец открылся 1 ноября 1959 г. в особняке фон Дер- виза на набережной Красного флота в Ленинграде. 10. «Комсомольские свадьбы» 1960-х гг. отличались от идеологизированных свадеб 1920-1930-х гг. Главный упор делался на роль трудового коллектива в рождении молодой семьи. Официальная «комсомольская свадьба» предусматривала присутствие партийного или советского начальства, крупные подарки (вплоть до ключей от квартиры), празднование в заводском клубе и почти полное отсутствие алкоголя. Вернуться назад |