ИНТЕЛРОС > №32, 2014 > Детализация в цвете

Эрика Эсау
Детализация в цвете


07 августа 2014

Blaszczyk R.L. The Color Revolution. The MIT Press, 2012

 

В 1980-х годах я работала в одном из главных техасских музеев, являв­шихся средоточием общественной жизни города. Жена одного из ди­ректоров, местный авторитет, страстно увлеклась цветовым анализом внешности и подбором соответствующей одежды. Ко мне, как и ко всем сотрудницам музея, она обратилась с предложением «расцветить мой образ», воспользовавшись тщательно раз­работанными ею научно обоснованными цветовыми схемами и мудрыми советами касательно оттенков, которые мне следует носить, и цветовых сочетаний, подходящих к моей коже, что должно было благотворно отразиться на моей карьере и жизни. Ее де­визом было: «Одежда — залог успеха»; она даже готова была показать, как правильно комбинировать разные костюмы с цветны­ми папками, когда идешь на совещание.

Многими в музейной среде ее система была воспринята с почти ре­лигиозным пылом, но я запротестовала. На одной вечеринке, когда на мне была яркая блузка, она похвалила меня за то, что я «каким-то образом» выбрала подходящий цвет, предварительно не обратившись за помощью к ней и ее системе. За этим подходом скрывалась трога­тельная вера в то, что знание научно доказанных секретов цветовых гармоний сделает всех нас счастливее и — что было особенно важно для женщин в 1980-е годы — успешнее в профессиональном плане.

Подобные воспоминания, связанные с цветом и его социальным, психологическим и культурным подтекстом в современности, часто приходили мне на ум, пока я читала захватывающую и прекрасно ил­люстрированную книгу Регины Ли Блащик «Революция цвета». Блащик предпринимает впечатляющий, если не исчерпывающий, обзор огромного количества тем, затрагивающих феномен цвета и его осмыс­ление в мире моды, промышленности и в эстетической теории в пери­од с 1870-х по 1960-е годы. Ее особенно интересуют идеи управления цветом, «функционального цвета», а также прикладное применение этих понятий в сферах техники, улучшения качества продукции, про­мышленности и рекламы в XX веке. Книга изобилует фактами и расска­зами о значимых, пусть и совершенно забытых, фигурах этой истории, в особенности восхищая стремящимся к всеохватности повествовани­ем о сложном сплаве обособленных, казалось бы, сфер культуры. Как сказано в предисловии, «мы не сможем по-настоящему понять смысла дизайнерских изделий или технологических систем вне их историче­ского, технического, социального и культурного контекстов».

Учитывая необъятность темы, следует похвалить Блащик, по обра­зованию специалиста по истории предпринимательства, за найденный ею способ организации поистине неподъемного исследовательского материала. Она делит свою книгу на одиннадцать глав, первая из кото­рых — «Лиловая мания» — рассматривает взаимодействие моды и хи­мии, начало которому положила мода на сиреневый, после того как этот цвет появился в свадебном наряде королевы Виктории. Заключи­тельная глава — «В розовом цвете» — возвращает разговор в исходную точку, рассказывая о коммерческих предприятиях и средствах массо­вой информации, воспользовавшихся популярностью розового цвета, после того как в 1950-е годы жена президента США Мейми Эйзенхауэр надела розовое платье. С первых страниц Блащик определяет для себя композиционные приемы, которые будет использовать на протяжении всей книги: она начинает с введения, намечающего основную мысль или предваряющего главу ключевым для ее содержания событием, а затем, с некоторыми отступлениями, следует обзор всей вереницы химиков, модельеров, изобретателей, теоретиков восприятия цвета, знаменито­стей и владельцев магазинов, участвовавших в модном безумии эпохи или придумавших новое технологическое применение цвета и претво­ривших его в жизнь. В каждой главе детальное повествование о веду­щих фигурах этих историй и процессах, в ходе которых участники этой игры создавали новые цвета и новые промышленные методы, сопрово­ждается серией великолепных иллюстраций — в основном, что весьма уместно, цветных, — изображающих всё: от образцов цветных нитей европейских покрасочных компаний до модных цветных открыток и производственных плакатов, рекламирующих цветную пластмассу. Эти изображения, по-моему, могут сделать книгу особенно желанным приобретением; Блащик приложила немало усилий, чтобы разыскать иллюстрации. Если многообразие содержания покажется кому-то не­достаточным, книга дополнена одностраничными эссе на такие разные темы, как возникновение цветной бытовой техники, расцвет искусства красочной литографии и причины, обусловившие выбор тех или иных цветов для железнодорожной сигнализации.

Необыкновенная детализация — одна из сильных сторон Блащик, и она не скупится на сбивающее с толку тематическое разнообразие, описывая процессы, сформировавшие тот насыщенный цветом мир, который мы сегодня принимаем как данность. Главы, следующие за вступительной «Лиловой манией», отсылают ко множеству пред­метов. «Анархия» (глава вторая) показывает классовое сознание «Про­грессивной эры», лежавшее в основе попыток, предпринятых в США Альбертом Манселлом и другими, разработать первые системы число­вого описания цвета; в «Национализме» (главе третьей) в числе проче­го описывается, как труднодоступность немецких красителей во вре­мя Первой мировой войны ускорила принятие Системы стандартных цветов в американской швейной промышленности, а четвертая глава, остроумно названная «Прятки», позволяет увидеть, как первые коло­ристы, профессионально занимавшиеся маскировочными техниками в американской армии, позже переквалифицировались в дизайнеров на службе у культуры потребления 1920-х годов. В одной из наиболее занимательных глав, пятой («Голубая мечта»), рассказывается, как ав­томобиль, этот символ современности, стал пространством эксперимен­тов с цветом в руках таких заметных в сфере промышленного дизайна людей, как Х. Ледьярд Тоул и Говард Кетчем. Вот пример яркого сти­ля Блащик, отрывок, где она описывает это явление: «Маскировщик превратился во врача-эстета, пациентом которого стала внешне непри­тязательная промышленная отрасль, а лекарством — искусно исполь­зованный цвет» (с. 126). Иногда подобные фразы кажутся вычурными и надуманными, но такими предложениями Блащик искренне старает­ся облегчить непомерный информационный груз, заключенный в этом сложном повествовании.

Мода, разумеется, становится для Блащик источником самых пло­дотворных примеров соприкосновения искусства, психологии, про­мышленности и культуры потребления. Главы «Антанта» и «L'ensemble americaine» (шестая и седьмая соответственно) посвящены «психологам цвета», таким как племянник Фрейда Эдвард Л. Бернейс и Маргарет Хэйден Рорк, и их деятельности, совпавшей по времени с развитием производства готовой одежды в 1920-е годы, а также с попытками Ас­социации цвета США установить стандарты для торговых предпри­ятий и изготовителей. Оппозиция универсального цветового стандар­та и творческой индивидуальности является связующей нитью для всей книги. Историков моды в особенности заинтересует изложение переписки Рорк и Эстель Теннис относительно тенденций парижской моды 1920-х годов и то, как их видение этих тенденций было перенесе­но на американский рынок. Блащик в основном сосредоточивает все свое внимание на Америке, что особенно бросается в глаза, когда она рассуждает о мире моды, сравнивая находчивую американскую рекла­му и усердие в развитии новых технологий с творчеством парижских модельеров: в то время как американские дизайнеры учились «про­никать в подсознательные желания потребителя» и «изобретать ком­промисс» (с. 150), французы в большей степени оставались верными эстетическим ценностям элиты. Однако, как подразумевает заглавие, обмен идеями и стратегиями сбыта все же произошел, и автор дает по­нять, что американская система массового производства оказалась не­сомненным победителем.

Не являясь неисправимым оптимистом от культуры потребления, Блащик в своей книге с энтузиазмом говорит о революции цвета, став­шей возможной благодаря современным технологиям и предпринима­тельству, и находит удовольствие в рассказах о жизни множества людей, разработавших эти системы и внесших свой вклад в эту революцию. Такой настрой особенно заметен в заключительных главах — восьмой («Радужные города») о роли цвета в городском ландшафте и девятой («Эмоциональные условия»), где рассматривается применение «функ­ционального цвета» в таких учреждениях, как больницы и школы, а так­же использование цвета в супермаркетах с целью повышения спроса на товары — от мяса до хозяйственного мыла. Упоминание важной роли изобретений и развлечений, представленных на многих всемирных вы­ставках и показах начала XX века, оказывается здесь весьма уместным дополнением. Очень легкий слог у десятой главы, «Солнечный жел­тый», где цвет начинает определять выбор любого товара в Америке 1950-х годов, будь то телефоны, автомобили или кухонная техника.

Несмотря на достигнутую автором живость и непринужденность сти­ля, читать эту книгу непросто; ей не помешал бы хороший редактор, поскольку она изобилует повторами и шаблонными фразами, а также опечатками, пропусками слов и неуклюжими конструкциями. При та­кой обширности темы это, вероятно, неизбежно, и уже одни иллюстра­ции оправдывают цену книги. К тому же явная увлеченность Блащик предметом и умение охватить такой объем неоднородного культурного материала делают книгу обязательной частью любой библиотеки или собрания того, кто интересуется дизайном, промышленностью, модой и историей культуры.

Перевод с английского Татьяны Пирусской


Вернуться назад