ИНТЕЛРОС > №32, 2014 > Детализация в цвете Эрика Эсау
|
Blaszczyk R.L. The Color Revolution. The MIT Press, 2012
В 1980-х годах я работала в одном из главных техасских музеев, являвшихся средоточием общественной жизни города. Жена одного из директоров, местный авторитет, страстно увлеклась цветовым анализом внешности и подбором соответствующей одежды. Ко мне, как и ко всем сотрудницам музея, она обратилась с предложением «расцветить мой образ», воспользовавшись тщательно разработанными ею научно обоснованными цветовыми схемами и мудрыми советами касательно оттенков, которые мне следует носить, и цветовых сочетаний, подходящих к моей коже, что должно было благотворно отразиться на моей карьере и жизни. Ее девизом было: «Одежда — залог успеха»; она даже готова была показать, как правильно комбинировать разные костюмы с цветными папками, когда идешь на совещание. Многими в музейной среде ее система была воспринята с почти религиозным пылом, но я запротестовала. На одной вечеринке, когда на мне была яркая блузка, она похвалила меня за то, что я «каким-то образом» выбрала подходящий цвет, предварительно не обратившись за помощью к ней и ее системе. За этим подходом скрывалась трогательная вера в то, что знание научно доказанных секретов цветовых гармоний сделает всех нас счастливее и — что было особенно важно для женщин в 1980-е годы — успешнее в профессиональном плане. Подобные воспоминания, связанные с цветом и его социальным, психологическим и культурным подтекстом в современности, часто приходили мне на ум, пока я читала захватывающую и прекрасно иллюстрированную книгу Регины Ли Блащик «Революция цвета». Блащик предпринимает впечатляющий, если не исчерпывающий, обзор огромного количества тем, затрагивающих феномен цвета и его осмысление в мире моды, промышленности и в эстетической теории в период с 1870-х по 1960-е годы. Ее особенно интересуют идеи управления цветом, «функционального цвета», а также прикладное применение этих понятий в сферах техники, улучшения качества продукции, промышленности и рекламы в XX веке. Книга изобилует фактами и рассказами о значимых, пусть и совершенно забытых, фигурах этой истории, в особенности восхищая стремящимся к всеохватности повествованием о сложном сплаве обособленных, казалось бы, сфер культуры. Как сказано в предисловии, «мы не сможем по-настоящему понять смысла дизайнерских изделий или технологических систем вне их исторического, технического, социального и культурного контекстов». Учитывая необъятность темы, следует похвалить Блащик, по образованию специалиста по истории предпринимательства, за найденный ею способ организации поистине неподъемного исследовательского материала. Она делит свою книгу на одиннадцать глав, первая из которых — «Лиловая мания» — рассматривает взаимодействие моды и химии, начало которому положила мода на сиреневый, после того как этот цвет появился в свадебном наряде королевы Виктории. Заключительная глава — «В розовом цвете» — возвращает разговор в исходную точку, рассказывая о коммерческих предприятиях и средствах массовой информации, воспользовавшихся популярностью розового цвета, после того как в 1950-е годы жена президента США Мейми Эйзенхауэр надела розовое платье. С первых страниц Блащик определяет для себя композиционные приемы, которые будет использовать на протяжении всей книги: она начинает с введения, намечающего основную мысль или предваряющего главу ключевым для ее содержания событием, а затем, с некоторыми отступлениями, следует обзор всей вереницы химиков, модельеров, изобретателей, теоретиков восприятия цвета, знаменитостей и владельцев магазинов, участвовавших в модном безумии эпохи или придумавших новое технологическое применение цвета и претворивших его в жизнь. В каждой главе детальное повествование о ведущих фигурах этих историй и процессах, в ходе которых участники этой игры создавали новые цвета и новые промышленные методы, сопровождается серией великолепных иллюстраций — в основном, что весьма уместно, цветных, — изображающих всё: от образцов цветных нитей европейских покрасочных компаний до модных цветных открыток и производственных плакатов, рекламирующих цветную пластмассу. Эти изображения, по-моему, могут сделать книгу особенно желанным приобретением; Блащик приложила немало усилий, чтобы разыскать иллюстрации. Если многообразие содержания покажется кому-то недостаточным, книга дополнена одностраничными эссе на такие разные темы, как возникновение цветной бытовой техники, расцвет искусства красочной литографии и причины, обусловившие выбор тех или иных цветов для железнодорожной сигнализации. Необыкновенная детализация — одна из сильных сторон Блащик, и она не скупится на сбивающее с толку тематическое разнообразие, описывая процессы, сформировавшие тот насыщенный цветом мир, который мы сегодня принимаем как данность. Главы, следующие за вступительной «Лиловой манией», отсылают ко множеству предметов. «Анархия» (глава вторая) показывает классовое сознание «Прогрессивной эры», лежавшее в основе попыток, предпринятых в США Альбертом Манселлом и другими, разработать первые системы числового описания цвета; в «Национализме» (главе третьей) в числе прочего описывается, как труднодоступность немецких красителей во время Первой мировой войны ускорила принятие Системы стандартных цветов в американской швейной промышленности, а четвертая глава, остроумно названная «Прятки», позволяет увидеть, как первые колористы, профессионально занимавшиеся маскировочными техниками в американской армии, позже переквалифицировались в дизайнеров на службе у культуры потребления 1920-х годов. В одной из наиболее занимательных глав, пятой («Голубая мечта»), рассказывается, как автомобиль, этот символ современности, стал пространством экспериментов с цветом в руках таких заметных в сфере промышленного дизайна людей, как Х. Ледьярд Тоул и Говард Кетчем. Вот пример яркого стиля Блащик, отрывок, где она описывает это явление: «Маскировщик превратился во врача-эстета, пациентом которого стала внешне непритязательная промышленная отрасль, а лекарством — искусно использованный цвет» (с. 126). Иногда подобные фразы кажутся вычурными и надуманными, но такими предложениями Блащик искренне старается облегчить непомерный информационный груз, заключенный в этом сложном повествовании. Мода, разумеется, становится для Блащик источником самых плодотворных примеров соприкосновения искусства, психологии, промышленности и культуры потребления. Главы «Антанта» и «L'ensemble americaine» (шестая и седьмая соответственно) посвящены «психологам цвета», таким как племянник Фрейда Эдвард Л. Бернейс и Маргарет Хэйден Рорк, и их деятельности, совпавшей по времени с развитием производства готовой одежды в 1920-е годы, а также с попытками Ассоциации цвета США установить стандарты для торговых предприятий и изготовителей. Оппозиция универсального цветового стандарта и творческой индивидуальности является связующей нитью для всей книги. Историков моды в особенности заинтересует изложение переписки Рорк и Эстель Теннис относительно тенденций парижской моды 1920-х годов и то, как их видение этих тенденций было перенесено на американский рынок. Блащик в основном сосредоточивает все свое внимание на Америке, что особенно бросается в глаза, когда она рассуждает о мире моды, сравнивая находчивую американскую рекламу и усердие в развитии новых технологий с творчеством парижских модельеров: в то время как американские дизайнеры учились «проникать в подсознательные желания потребителя» и «изобретать компромисс» (с. 150), французы в большей степени оставались верными эстетическим ценностям элиты. Однако, как подразумевает заглавие, обмен идеями и стратегиями сбыта все же произошел, и автор дает понять, что американская система массового производства оказалась несомненным победителем. Не являясь неисправимым оптимистом от культуры потребления, Блащик в своей книге с энтузиазмом говорит о революции цвета, ставшей возможной благодаря современным технологиям и предпринимательству, и находит удовольствие в рассказах о жизни множества людей, разработавших эти системы и внесших свой вклад в эту революцию. Такой настрой особенно заметен в заключительных главах — восьмой («Радужные города») о роли цвета в городском ландшафте и девятой («Эмоциональные условия»), где рассматривается применение «функционального цвета» в таких учреждениях, как больницы и школы, а также использование цвета в супермаркетах с целью повышения спроса на товары — от мяса до хозяйственного мыла. Упоминание важной роли изобретений и развлечений, представленных на многих всемирных выставках и показах начала XX века, оказывается здесь весьма уместным дополнением. Очень легкий слог у десятой главы, «Солнечный желтый», где цвет начинает определять выбор любого товара в Америке 1950-х годов, будь то телефоны, автомобили или кухонная техника. Несмотря на достигнутую автором живость и непринужденность стиля, читать эту книгу непросто; ей не помешал бы хороший редактор, поскольку она изобилует повторами и шаблонными фразами, а также опечатками, пропусками слов и неуклюжими конструкциями. При такой обширности темы это, вероятно, неизбежно, и уже одни иллюстрации оправдывают цену книги. К тому же явная увлеченность Блащик предметом и умение охватить такой объем неоднородного культурного материала делают книгу обязательной частью любой библиотеки или собрания того, кто интересуется дизайном, промышленностью, модой и историей культуры. Перевод с английского Татьяны Пирусской Вернуться назад |