ИНТЕЛРОС > №33, 2014 > Татуировки: между означаемым и означающим

Мария Хачатурьян
Татуировки: между означаемым и означающим


05 ноября 2014

Татуировщики, татуированные (Tatoueurs, tatoués). Ке Бранли, Париж. 6 мая 2014 — 18 октября 2015

 

В парижском этнографическом музее Ке Бранли проходит выстав­ка, посвященная татуировкам, — «Татуировщики, татуированные». Выставка не центральная, разместилась на антресоли (основная вре­менная выставка музея посвящена культуре индейцев Плато), но экс­понатов и посетителей так много, что приходится тесниться. Чтобы попасть на выставку, нужно даже постоять в очереди у лестницы, вещь для второстепенных временных экспозиций музея достаточно исключительная, и продлится она целых полтора года. Отчасти успех выставки объясняется тем, что, в отличие от многих «экзотических» тем, разрабатываемых музеем, с татуировками французы знакомы не понаслышке: согласно опросу Французского института общественно­го мнения, проведенному в 2010 году, каждый десятый француз имеет наколку, в возрастной группе от 25 до 34 лет количество татуирован­ных французов возрастает до одного к пяти. В США пропорция еще больше: согласно опросу Харрис 2012 года, каждый четвертый амери­канец имеет татуировку.

Значительная часть экспозиции посвящена современным татуиров­щикам со всего мира и их проектам — будущим или завершенным. Тем не менее музей остается верен историко-этнографическому подходу: посетитель, с головой погру­жаясь в современный, бурно развивающийся мир татуировки, узнает о тату-традициях Австралии, Новой Зеландии, Японии, Китая, Мек­сики, не исключая французские штрафные батальоны в Африке и советскую зону. Экспонаты представлены самые разные: видео, фото­графии, татуировочные аппараты, включая самый примитивный, на базе шариковой ручки — с колпачком! — используемый в тюрьмах, а также силиконовые манекены с эскизами татуировок, статуэтки и даже фрагменты татуированной кожи. Изысканные геометрические черные узоры племенных татуировок в Океании, цветные китайские антропо­морфные наколки, знаменитые зэковские «купола» и даже скарифи­кация (которая собственно татуировкой и не является) — оставшимся девяти из десяти французам есть, чем вдохновляться.

Татуировки имеют множество значений: от клейма, как у узников нацистских лагерей, проституток, преступников, до племенных марке­ров — татуировки и по сей день делают, например, на Филиппинах, что­бы подчеркнуть племенную идентичность, — сознательного построения экзотизма, как у татуированных с головы до ног героев американских десятипенсовых шоу, и биографического и эстетического конструиро­вания, как у современных любителей наколок. Хотя татуировки, несо­мненно, являются социальным маркером, универсального значения у них нет. Они могут быть как маркером исключения, как у различных маргинальных слоев, так и включения, обозначая переход в состояние полноценного члена общества в некоторых племенах при обрядах иници­ации или являясь профессиональным отличием, как у моряков. С точки зрения стратификации социальные группы, обозначенные татуировка­ми, могут быть как низкими, как у изгоев, так и, наоборот, высокими — тут любопытным для посетителя выставки открытием становится мода на татуировку в Англии у викторианских аристократов. О социальной мобильности татуировок говорит история наколок российской зоны: уго­ловники на второстепенных ролях все чаще делают наколки, которые раньше были свойственны «ворам в законе» (символическому богатству российских криминальных татуировок посвящен специальный стенд на выставке, а в книжной лавке продается альбом Данцига Балдаева, совет­ского исследователя, собирателя наколок), тогда как настоящие главари уголовного мира сегодня предпочитают не афишироваться.

Доступность татуировки взгляду постороннего наблюдателя также является важным параметром, варьирующим от контекста к контек­сту, от культуры к культуре. Если клеймо, очевидно, должно быть вид­но, то добровольные носители татуировок, исколотые по всему телу, лицо зачастую трогают в последнюю очередь. Тем интереснее пред­ставляется пример Рика Дженеста, которому в 15 лет удалили опухоль мозга, и начиная с 16 лет он стал планомерно наносить тату по всему телу. Лицо Рика не стало исключением — на нем он сделал татуировку в виде обнаженного черепа, в результате чего Дженест получил про­звище «Зомби-бой». При этом традиционная японская татуировка, ко­торая может покрывать плечи, бедра и спину, оставляет непокрытой область тела на животе, повторяя контуры полуоткрытого кимоно, — демонстрация татуировки считается вульгарной, это, очевидно, связано с тем, что в определенный момент (с конца XIX по середину XX века) татуирование было запрещено и практиковалось в тайне, обретая оре­ол загадочности и переходя в личную сферу.

Символическая нагруженность, которая роднит татуировку и одеж­ду (в том смысле, что и та и другая говорят определенные вещи о вла­дельце), свертывается, поскольку знак и его носитель оказываются не­разделимы. В случае клейма сущность носителя сводится к знаку; один из самых впечатляющих экспонатов выставки — фотография армян­ской девушки, бежавшей от геноцида в Сирию, где ее, как и многих ее соотечественниц, клеймили татуировкой на лбу и на груди и прину­дили к проституции, пока она не сбежала снова и не была спасена хри­стианской организацией в Алеппо. Однако татуировку все же можно объективировать: здесь любопытны силиконовые части тела, раскра­шенные татуировщиками специально для выставки: с одной стороны, они невероятно реалистичны, но с другой — являются объектами, от­деленными от владельца.

Многие интересные случаи смешения означающего и означаемого были отмечены Габриэлем Помераном, создателем короткометражки о татуировках (1957). Среди его находок можно перечислить пунктир­ную линию на задней стороне шеи с подписью «линия отреза» и глаз там же — режиссер комментирует: носитель татуировки хотел бы ви­деть все до конца, в том числе момент смерти; татуировка на спине в виде орла с распростертыми крыльями, который машет ими, следуя за движениями плеч. Татуировка, таким образом, перестает быть про­сто изображением, она оказывается функционально привязанной к той части тела, на которую нанесена. Независимо от ее значения, татуиров­ке даже можно найти практическое применение: здесь вспоминается татуировка в виде шахматной доски на животе, которую владелец дает использовать по назначению — его товарищи энергично переставляют на ней шашки, пока он лежит, дымя папиросой.

Физическое присутствие кожи как объекта татуировки остается по­стоянным. Одни из самых волнующих объектов выставки — татуирован­ные кожа с живота, на которой отчетливо виден пупок, и рука мумии. Особенно остро проникновение — в буквальном смысле слова — оз­начающего в означаемое ощущается в видео, изображающих процесс татуирования, где детально видно, как иглы вонзаются в кожу, из ко­торой хлещут излишки краски. И неясно, связано ли беспокойство, вы­званное просмотром этого видео, с болью, которая, очевидно, сопрово­ждает этот процесс, или с чем-то еще — не с тем ли, что сущность знака в принципе не подразумевает длительности его конструирования?

Однако татуировку, оказывается, можно примерить и снять, пере­жив при этом символическое превращение, как в случае любых других мобильных знаков. Это раскрашенные накидки для японского театра кабуки, которые заменили раскрашивание тела. Это и ставшие в по­следнее время модными колготки, боди и другие предметы одежды, имитирующие татуировку. Правда, этой второй татуированной коже кураторы, к сожалению, совсем не уделяют внимания.

 


Вернуться назад