Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012
«XVIII век снова в моде» (Le XVIIIе au gait du jour). Дворец и парк в Версале, Большой Трианон, Версаль, Франция. 8 июля – 9 октября 2011
Выставка «XVIII век снова в моде», занимающая 15 залов версальского Большого Трианона, наглядно показывает влияние моды той эпохи на современных дизайнеров одежды. На экспозиции, организованной совместно с Музеем Гальера и во многом основанной на его коллекциях, модели ХХ века представлены рядом со своими предшественниками из века XVIII. К основной экспозиции добавлено более 50 манекенов, из которых 42 демонстрируют одежду ХХ века, три — XIX и восемь — XVIII века.
В предваряющем экспозицию тексте говорится: «XVIII век с его струящимися тканями, объемными юбками, оборками и рюшами, треугольным силуэтом традиционного трехчастного костюма и высокими прическами никогда не переставал вдохновлять мир высокой моды. Подобно отражающим друг друга зеркалам, все выставленные вещи — от высокой моды до прет-а-порте — предлагают современное прочтение той причудливой эпохи». Эта познавательная выставка стремится выявить связи посредством тщательно продуманного размещения экспонатов. Начало осмотра — в Адъютантском салоне, и первый манекен, заметный уже при входе, одет в костюм от Александра Маккуина для Givenchy — муаровый атласный жакет-редингот, обильно украшенный серебряными галунами и дополненный брюками с тесьмой и блузкой из тафты с гофрированным жабо (осень — зима 1999/2000). Этот женский ансамбль выставлен рядом с мужским камзолом примерно 1750-1760 годов, как и вышитый женский костюм от Вивьен Вествуд (осень — зима 1995/96). И без того заметное сходство в крое и отделке трех ансамблей усиливается благодаря использованию портновских манекенов, которые помогают сгладить различия между полами. Манекены на выставке установлены на тонких металлических опорах, прикрепленных к большим круглым зеркальным основаниям, которые позволяют рассмотреть предметы одежды изнутри, что особенно кстати для платьев с нижними юбками и кринолинов. Единственные три манекена с головой — мужские, одетые в костюмы от Йодзи Ямамото; завитки белого фетра, приколотые к мягкой обивке на голове каждого из них, имитируют сложное устройство париков того времени.
Все манекены, помимо экспликации, сопровождаются дополнительными материалами — основными историческими сведениями и изображениями характерных западноевропейских костюмов XVIII века. Они позволяют проследить исторические связи, выявляя общие для прошлого и настоящего черты и кратко рассказывая о панье и фижмах. Для сотен людей, которые приходят в Большой Трианон каждый день, это новые и полезные сведения, дающие возможность не только лучше понять замысел авторов выставки, но и по-новому взглянуть на многие представленные в Версале картины. Еще один «просветительский» элемент экспозиции — два неоконченных платья XVIII века: на французский (с фижмами) и на английский (без них) манер. Благодаря этому становится понятным процесс их изготовления. Благодаря тому что экспонаты располагаются в историческом помещении, выставка напоминает такие экспозиции, как «Опасные связи» (2004) и «Англомания» (2006), прошедшие в исторических залах Художественного музея Метрополитен в Нью-Йорке, где манекены как бы разыгрывали спектакль. На этой выставке нет подобных сцен, но представленные здесь костюмы смотрятся весьма органично в таком антураже.
Современная одежда взята из коллекций разных модельеров, работающих в сфере как от-кутюр, так и прет-а-порте. В необычном убранстве Зеркального салона четыре ансамбля Карла Лагерфельда для Chanel расставлены по большому залу между ломберными столами и креслами XVIII века. Коллекция весна — лето 2006 года от Николя Гескьера для дома Balenciaga с ее дублетом из органзы и легинсами телесного цвета занимает половину Покоев императрицы, в то время как в другой половине этого зала выставлены два костюма от Аззедина Аллайя. Два бальных платья 1950-х годов — от Balmain и Dior — в Салоне с часовней дополнены платьем на фижмах (ок. 1750) и дневным платьем начала Викторианской эпохи. В декорациях Придворной передней выступают удивительные произведения Тьери Мюгле, в том числе бальное платье «Инфанта» с корсажем на заклепках и прозрачной юбкой на кринолине (осень — зима 1992), а также ансамбли от Comme des Gargons, Йодзи Ямамото и вечернее платье в стиле Прекрасной эпохи от Жака Дусе. Три витрины с различными аксессуарами: веерами, дамскими шляпами, туфлями и украшениями расположены рядом с переделанным театральным жакетом от Мартина Маржела и кружевным платьем «Шантильи» от сестер Буэ (1925). Среди наиболее интересных моделей — серое шелковое платье с горностаевой отделкой от Christian Dior (осень — зима 2004/05) и вечернее платье «Фрагонар» от Вивьен Вествуд (весна — лето 1991), каждому из которых посвящен отдельный зал. И наконец, по периметру длинного Садового салона расставлены семь манекенов в изысканных вечерних нарядах от Кристиана Лакруа и Вивьен Вествуд. Когда стоишь на пороге салона, то благодаря лампам, рассеянным по всему полу, кажется, что замысловато украшенные шелковые платья блестят, словно их освещенные свечами предшественники в XVIII веке.
Эта выставка, приуроченная к столетию создания Профсоюза высокой моды, — сплошное удовольствие. Хотя она не нова ни по форме, ни по содержанию, экспонаты — как исторические, так и современные — тщательно подобраны, чтобы подчеркнуть неувядающую красоту линий XVIII века, а также техническое совершенство современной от-кутюр и направлений моды высочайшего класса. Залы Большого Трианона меньше пышных залов Версальского дворца, но посетитель все-таки чувствует связь между убранством интерьера и придворной модой XVIII века. Нынешняя мода многим обязана таким обитательницам Версаля, как маркиза де Помпадур и королева Мария-Антуанетта, она нередко сочетает в себе несколько различных влияний, и это делает очевидным одновременно деконструирующий и ностальгический характер моды конца ХХ — начала ХХI века.
Перевод с английского Татьяны Пирусской